Сретение Господне

Икона. XV в. Русь. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника

Икона. XV в. Русь. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника

Завтра, 15 февраля 2015 г. наша Церковь празднует Сретение Господне  — один из главных двунадесятых православных праздников. В этом году празднование Сретения совпало с неделей о  страшном суде — подготовительной неделей перед Великим Постом.  О самой встрече (сретении) младенца Христа и старца Симеона нам рассказывает только одно Евангелие от Луки.  Мф, 106 зач., 25, 31—46. Но этот факт не должен смущать — во всех четырех Евангелиях есть и повторяющиеся фаты, но есть различия — они были написаны разными людьми, выражая их личное свидетельство  о Христе. И, несомненно, каждый из авторов выбирал те факты, свидетелями которым он был, либо слышал от самого Христа, и те, которые считал важнейшими.

Само слово «сретение» в переводе с церковно-славянского языка означает «встреча». В праздник

Ярославская икона. 1-ая половина XVII в. Ярославский художественный музей

Ярославская икона. 1-ая половина XVII в. Ярославский художественный музей

Сретения Господня православные христиане вспоминают тот день, когда Богомладенец Иисус Христос на сороковой день после рождения был принесен в Иерусалимский храм — во исполнение древних обычаев ветхозаветного закона Моисея (см. книгу Левит 12:1-8) — для принесения очистительной жертвы.

В качестве такой жертвы Богоматерью приносятся два голубиных птенца — жертва, по закону допустимая лишь для бедняков.После принесения  жертвы священник обычно принимал младенца из рук матери, и, обратившись к алтарю, высоко поднимал ребенка, как бы вручая его Богу.

В момент, когда Святое семейство уже находилось в храме, туда, по внушению Святого Духа, пришел праведный старец Симеон. Считается, что праведный Симеон был одним из 72 переводчиков-толковников, которые по приказу египетского царя Птолемея II Филадельфа (285–247 гг. до Р. Х.), перевели Священное Писание с древнееврейского на древнегреческий язык. Этот перевод получил название Септуагинты. Он был осуществлен в III–II веках до Р. Х. в египетской Александрии. Септуагинта сыграла важную роль в истории христианской Церкви, ведь именно с нее были сделаны последующие переводы Библии на другие языки, в том числе на церковнославянский.

Миниатюра Менология Василия II. Около 986г. Ватиканская библиотека

Миниатюра Менология Василия II. Около 986г. Ватиканская библиотека

Итак, когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи, то в пророчестве о рождении Мессии от Девы он слово «Дева» хотел заменить на «Жена», думая, что первое слово – это ошибка. Он просто не поверил в то, что Спаситель родится чудесным образом от женщины, сохранившей девство. Тогда-то ему и явился ангел Божий, который запретил исправлять слово, а также предрек, что Симеон не умрет, пока сам, своими глазами, не увидит исполнения пророчества святого Исайи — родившегося Христа.

После этого события вся жизнь его проходила в ожидании этой Встречи…

Симеон был уже очень ветхим и старым — он превзошел все мыслимые пределы продолжительности человеческой жизни; но смерть не приходила к нему…

И вот, наступил день, когда этот древний старец принял наконец в Иерусалимском храме на старец симеонсвои руки младенца Иисуса, произнеся те, замечательные по своей силе слова, что и сегодня звучат в христанских церквах за каждым вечерним богослужением. В переводе на русский язык они звучат так: «ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое (т .е. принесенное нам Тобою), которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».

Теперь, дожив до дня рождения Христа, иначе говоря, до встречи с Богом, Который соделался — по Своей любви к людям — истинным Человеком, старец Симеон мог уже спокойно умереть: «сретение», наконец, состоялось.

Произносит он также и другие (тоже очень важные) — провидческие слова. Обращаясь к семистрельнаяБогоматери, Симеон пророчествует о Ее Сыне: “се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий,… да откроются помышления многих сердец”, и, кроме того, добавляет, говоря уже о судьбе Самой Марии: “и Тебе Самой оружие пройдет душу”. Старец говорит здесь о том, что родившийся Христос принесет в мир разделение. Отныне уже нельзя будет пребывать в спокойном, “комфортном” безразличии к вопросам веры, равнодушно отказываясь от следования за Истиной: с этого дня человечество должно разделиться как бы на “два лагеря” по принципу — “за Христа и в Боге” или “против Христа и вне Бога”. Слова же об “оружии”, то есть о мече, которым будет пронзено сердце Богородицы — это пророчество о тех страданиях, что Ей еще предстоит испытать в тот день, когда Она окажется свидетельницей мучений и смерти на Кресте Собственного Сына.

Духовный смысл праздника

Смысл праздника Сретения — в долгожданной и спасительной встрече всего человеческого

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков

рода — лицом к лицу — с изначальным Источником всякого добра и подлинного блага, истины и красоты: с живым Богом христианского Откровения. Именно здесь, по убеждению христиан, и проходит граница в истории всех верующих людей: в день Сретения встретились две эпохи, ознаменованные двумя Заветами Бога и человека — Ветхим и Новым.

Как правило, проповеди христианских богословов и экзегетов, посвященные Сретению, отличаются особой восторженностью и возвышенностью, будучи буквально преисполнены радости и ликования. Например, в проповеди на Сретение, приписываемой святителю Кириллу Иерусалимскому (IV в.), говорится: “Итак, придите… Христолюбцы и Боголюбцы, во сретение Господа и Владыки, с радостию и в чистоте изыдем: не законным обрядом, но духовно: не чрева сладостями работая, но духом играя… Все ныне, и всегда празднственные возопием песни… С Сионом сретим, со храмом освятимся, с Девою величая, возрадуемся, с Иосифом принесем, аки два горличища (как два голубиных птенца) душу и тело, с Симеоном Христа в объятия приимем, и со Анною исповедуем, да тако в наслаждение небесных благ внидем, благодатию Господа, и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа”.

По сути вся жизнь человечества до пришествия Спасителя — долгое и томительное ожидание радости этой встречи, Сретения Господня.

…Еще на заре истории человеческого рода происходит страшное и гибельное по своим последствиям для людей событие: их расставание, разлука с Богом. Адам и Ева — первые люди — самовольно вкушают плод от запретного Древа познания добра и зла, тем самым преступая единственное наложенное на них пока Творцом ограничение.

Отпав от Божественной Правды, нарушив эту заповедь, Адам и Ева сами воздвигли между собой и Богом крепкую стену отчуждения от Него. И с тех самых пор — долго, но безуспешно — искали люди новой встречи, нового единения со своим Создателем, блуждая впотьмах, спотыкаясь, сбиваясь с пути, вступая на смертельно опасные земли темных языческих культов.

изгнание из рая

Сотворение Адама. Грехопадение. Изгнание

Но все это время и Сам Бог продолжал искать отдалившегося от Него и предавшего Его любовь — человека. Уже в самый день грехопадения ищет Господь среди святых садов древнего Рая-Эдема Свое падшее создание — Адама, взывая к нему: «Где ты?». Но “Падший” Адам уже не предстоял пред Богом в прежней своей открытости и полного послушания: он пытался скрыться от Него в тени райских деревьев; ведь, с нарушением им воли Божией, с грехопадением — на смену прежней любви к Богу в душу Адама вошло ощущение страха и отчуждения от Него.

И все же настал тот день, когда ветхий уже и немощный старец Симеон принял на свои руки Богомладенца Христа, возвестив о приходе в этот мир его Творца. Отныне уже человечество — в лице Симеона — ясно узнало и твердо исповедало, что после многих тысячелетий своего самовольного отлучения от Бога оно наконец-то встретило своего Создателя. Ведь Симеон держал на своих руках Того, Кто, по Своему таинственному изволению преступив пределы вечности и всемогущества, «умалился» до состояния беспомощного Младенца, держал — Самого Бога.

В статье использованы материалы статьи Малкова П.Ю. «Сретение Господне — история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника»

 

Просмотров этой страницы: 194.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *