Итоговая работа Чесноковой Елены на тему: «Храм-памятник морякам-подводникам АПРК «Курск»

Итоговая квалификационная работа

на тему:

«Храм-памятник морякам-подводникам АПРК «Курск»

 СОДЕРЖАНИЕ

 Введение ………………………………………………………………………………..3

 Глава 1.

Храм-памятник морякам-подводникам, погибшим на АПРК «Курск» .……………5

 1.1 Храм – дом Божий …..……………………………………………………….5

 1.2 Памяти АПРК «Курск» ………………………………………………………9

 1.3 История возникновения храма ………………………………………….. 12

 1.4 Иконостас и памятные иконы: …………………………………………….15

 1. Икона «Господь Вседержитель» ……………………………………….18

2. Икона Пресвятой Богородицы «Курская» ………….…………………19

3. Икона «Николай Чудотворец» …………………………………………21

4. Икона князя Владимира Крестителя Руси ……………………………..22

5. Икона Пресвятой Богородицы «Спасающая на море» ……………….24

 1.5 Напрестольная лампада …………………………………………………….25

Глава 2. «Курск» ушёл в небытие для того, чтобы мы вернулись из небытия …..26

 Глава 3. Настоятель храма – отец Сергий Шерфетдинов ………………………….30

 Заключение ……………………………………………………………………………37

 Список литературы ……………………………………………………………………38

 Приложение ……………………………………………………………………………………………39

 ВВЕДЕНИЕ

 Храм Божий на горе мелькнул,

И детски — чистым звуком веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

И шепчет голос неземной:

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой».

Н.Некрасов. Тишина

Храм построен по повелению Божию. Ветхозаветный храм является прообразом нашего храма.

Самые значительные события в земной жизни человека связаны с храмом: крещение, венчание – освящение брака, а в конце пройденного пути – церковное погребение: молитвы Церкви об упокоении христианской души в Боге до дня воскресения в жизнь будущего века.

 В нашем посёлке храм появился вследствие страшнейших трагических событий, связанных с гибелью АПРК «Курск».

Это – Свято-Никольский храм-памятник по погибшим морякам-подводникам, подаренный видяевцам жителями карельского города Костомукша.

Позже, на территории войсковой части Губы Ара, на месте базирования подводных лодок, появился ещё один храм, освящённый в честь Святителя Николая Чудотворца – покровителя моряков, подаренный жителями города Кострома.

 На нашей грешной земле, особенно в наше время, исполненное беззакониями и соблазнами, святой храм Божий есть единственное место, где мы можем укрыться от жизненных бурь и невзгод, от нравственной грязи и безумия «духа века сего» (Мф. 13:22), обрести мир душевный через «внутреннее делание» в молитвенном общении с Самим Богом.

 Мы не должны забывать, что человек – это творение Божие и должен жить по заповедям Божиим, исполняя волю своего Творца. Мы должны во всём уповать на Бога, призывать Его, надеяться на Его помощь и прислушиваться к Его вразумлениям. А для этого нужно прийти к вере, начать возносить молитвы ко Всевышнему.

 3

Некоторые говорят — я человек верующий, но в церковь не хожу. А почему же нужно ходить в церковь? А потому, что в Евангелии содержатся очень важные слова — «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Мф.18:20)

«Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Свт. Киприан Карфагенский.

«Вне Церкви человек может иметь всё, кроме спасения». Блаженный Августин.

 Именно в храме рождается чувство духовного единения, той общности, которую называют православным миром.

 Актуальность данной работы – напомнить всем нам ещё раз о глубоком нравственном падении современного человека, об утрате духовных основ семейной жизни, деградации отношений между людьми.

 Мы должны, наконец, понять – зачем Бог попустил эту страшную трагедию, зачем мы живём, в чём смысл нашей жизни и как мы должны измениться. Как надо беречь семью и воспитывать детей.

 Цель работы — способствовать приобщению слушателей ко Христу через подвиг героев: моряков-подводников АПРК «Курск».

 Задачи работы:

 1.​ Познакомить прихожан и жителей нашего посёлка с историей возникновения храма, его внутренним убранством, памятными иконами и настоятелем – отцом Сергием Шерфетдиновым.

 2.​ Привлечь новых прихожан в храм.

  Область практического применения – данную работу можно использовать на занятиях с учащимися воскресной школы и для бесед с прихожанами.

 4

Глава 1

 Храм-памятник морякам-подводникам, погибшим на АПРК «Курск»

 1.1 Храм – дом Божий

 Храм – это дом Божий, место особого таинственного Его присутствия, место пламенных молитв, творимых теми, кто собирается вместе для прославления Господа. Сам Бог устами пророка Исайи свидетельствует: «… дом Мой назовётся домом молитвы для всех народов». (Ис. 56: 7)

 

Свято-Никольский храм, п.Видяево

Небольшой храм небесно-голубого цвета. Кусочек неба на земле…

Территория храма обнесена невысоким ограждением, внутри которого – клумбы с цветами и кустарниками.

5

Цветы, выращенные заботливыми руками наших прихожан, притягивают взоры всех жителей посёлка.

Неподалёку – деревянные мостки к речке Урице, обрамлённой зелёными деревьями и кустами, – местная Иордань.

Вся эта красота – поистине райский уголок нашего посёлка.

Это – духовный источник для тех, кто с верою притекает к нему. «По вере вашей да будет вам». (Мф.9: 29)

6

Перед входом в храм осеним себя крестным знамением и сотворим три поклона с молитвами:

«Боже, милостив буди мне, грешному»,  
«Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя», 
«Создавый мя, Господи, прости мя!»

Христианский храм разделён на три части: алтарь, собственно храм и притвор.

У нас — храм маленький. Небольшой угловой столик, где можно приобрести свечи, иконки, написать записки, – расположен прямо в храме. Здесь же, над столом, — ящичек для пожертвований на нужды храма.

В центре храма – аналой, на котором всегда находится храмовая икона или икона, чествуемого в этот день святого или праздника.

Впереди, прямо перед нами, – главная часть храма – алтарь, который отделён от центральной части прекрасным иконостасом, подаренным нашему храму Святейшийм Патриархом Алексием II. Здесь, слева от Царских врат, — икона Богородицы «Спасительница утопающих», а справа – икона «Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа». Около северных врат алтаря располагается клирос – специальное место для хора и чтецов.

На стенах храма достойное место занимают большие памятные иконы, написанные в память о погибших моряках-подводниках АПРК «Курск».

В 26-м псалме пророк Давид говорит: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его». (Пс. 26: 4)

Если храм ветхозаветный вызывал в человеческом сердце такую благоговейную любовь к Богу, то что можно сказать о нашем святом православном храме?

Здесь совершается величайшее чудо – Таинство причащения Тела и Крови Христовых.

Святой и праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Поистине храм есть земное небо, ибо где престол Божий, где страшные Тайны совершаются, где Ангелы служат с человеками, где непрестанное славословие Вседержителя, — там истинно небо и небо небес…»

Веками на Руси вся жизнь православного человека освящалась в храме: с рождения до кончины. В храме младенец «рождался свыше» в Таинстве святого крещения. С малых лет приобщался к храмовому богослужению — молиться со всею Церковью «о всех и за вся».

«Всем миром» строились и украшались Божии храмы. Каждый вносил свою посильную лепту, потому что храм был средоточием духовного бытия.

Воскресный и праздничный благовест призывал верующих отложить всякое житейское попечение и поспешить в Храм Божий, потому что
только в храме, по слову апостола Павла, мы собираемся в Церковь, составляя

7

единое духовное тело, глава которого Христос.

Божественная Литургия, совершаемая в храме, — общее духовное дело, когда мы: «Сами себя, и друг друга, и весь живот наш» предаем Христу Богу.

Тайна благодати Господа и Причастия Святаго Духа повергает в трепет верующее сердце. Поэтому отношение к храму, где совершается Божественная Литургия, можно выразить словами Св. Писания: «…Как страшно сие место! Это не иное что, как дом Божий, это врата небесные». (Бытие 18:17)

Православный христианин должен переступать порог храма со страхом Божиим, помня, что святой храм есть образ горнего мира.

Храм – это Небо на земле. В это-то земное Небо, соединяющее нас с небесным, духовным миром, и приведена была Божия Матерь на вос-питание – вос-полняющее питание души Духом Святым. Поэтому храм и всё, что имеется и происходит в нём, имеет колоссальное воспитательное значение, начиная от необыкновенной архитектуры храма, всей его глубоко духовной символики, внутреннего устройства и атмосферы, до свечей и лампад, ликов святых на иконах, которые именуют окнами в духовный мир, молитвенного чтения и пения, слов пастырских, обращённых к душе каждого присутствующего…

Свято-Никольский храм, п.Видяево

8

1.2 Памяти АПРК «Курск»

…Взрыв чудовищной силы, покорёживший сталь,

Сделал общей могилой многотонный корабль.

Сколько муки и веры, сколько правды и лжи,

Утонули в глубинах каждой русской души!

Поглотила пучина

больше сотни имён,

От простых бескозырок

до высоких погон.

Ах, Россия, Россия,

плавно катишь в века,

Да кровавы рассветы

на твоих берегах!

Неужели не вспрянет

над пучиной заря?

Стиснем зубы, славяне, ведь не зря же, не зря?!

Строки из этого стихотворения выбиты на памятной доске, расположенной на стене ПРК (поста радиационного контроля) у 8 пирса, от которого 10 августа 2000 года ушла в свой последний поход подводная лодка «Курск»…

Атомная подводная лодка «Курск»

12 августа 2000 года произошла трагедия, ставшая болью всего народа, – в результате произошедшей во время учений катастрофы в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 «Курск».

Справка о хронологии событий:

Трагедия случилась 12.08.2000 года. 22 августа в Видяево приехал В.Путин. На 40 дней освятили новый Никольский храм в пос. Видяево. Позже ещё одну Никольскую церковь построили в Ара-губе. После катастрофы, с августа 2000

9

года, появился настоятель — иерей Сергий Шерфетдинов. Осенью 2001 года «Курск» подняли, переместили в док и распилили. Рубку «Курска» отыскали на свалке металла в 2008 году и создали памятник погибшим морякам-подводникам.

Большинство останков экипажа захоронили в СПб на Серафимовском кладбище у Серафимовской церкви, настоятелем которой и окормителем моряков вплоть до своей кончины в 2007 году был протоиерей Василий Ермаков

Навечно:

«12 августа 2000 года атомный подводный крейсер К-141 «Курск» во время выполнения учебно-боевой задачи в Баренцевом море получил тяжелые повреждения и затонул. Верный Военной присяге, ценой собственной жизни экипаж крейсера заглушил ядерный реактор и до конца боролся за живучесть корабля. Беззаветная преданность воинскому долгу и верность Военной присяге будут служить примером для всего личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации».

(Из Приказа министра обороны Российской Федерации 442 от 23 августа 2000 года «О зачислении погибшего личного состава атомного подводного крейсера «Курск» навечно в списки 7-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного флота»).

«Нет больше той любви, 
как если кто положит душу 
свою за друзей своих» (Ин. 15;13)

«По Заповедям Христовым, по учению Православной Церкви, тот, «кто положил душу свою за друзей своих» особо любим и угоден Господу… При этом даже не важно, что он лишь «просто» продолжал служить Родине, выполняя свои обязанности в жутком ледяном мраке аварийного отсека беспомощно лежащей на дне подводной лодки.

Это и есть «просто» быть русским моряком, «просто» любить родную землю, «просто» не испоганиться сердцем в этом жестоком мире и «просто» «положить душу свою за други своя».

Все, кто соприкасался непосредственно со спасательными работами осенью 2000 года, все, кто участвовали в дальнейшем следственном процессе по «Курску», неизменно отмечали возникающее чувство уважения к тому, как проявил себя экипаж в этой страшной ситуации. «Ребята вели себя очень достойно, — вспоминал один из криминалистов, участвовавший в подъёме тел моряков, — а с запиской Колесникова, вообще, произошло явное чудо… Тогда ещё в отсеке, когда водолазы начали подъём Колесникова, было видно, что он сильно обгорел, и его куртка подводника сгорела практически полностью, но я заметил, что её карман нагрудный почему-то на месте. Для меня это профессиональное, есть карман, значит, в нём может что-то важное быть».

10

«И, действительно, в нем оказалось очень важное. Тогда весь мир услышал слова спокойного мужества российского офицера, принявшего последнее командование этой некогда лучшей лодкой России и теми двадцатью тремя ребятами, уцелевшими в искорёженных взрывом отсеках».

«Весь личный состав из 6-го, 7-го и 8-го отсеков перешел в 9-й. Мы приняли это решение в результате аварии. Я пишу на ощупь… Шансов, похоже, нет. Процентов 10-20. Будем надеяться, что хоть кто-нибудь прочитает. Самочувствие плохое. Ослаблены действием угарного газа. Давление повышается. Кончаются регенаративные патроны. При выходе на поверхность не выдержим декомпрессии. Здесь списки личного состава отсеков, некоторые находятся в девятом, и будут пытаться выйти. Всем привет, отчаиваться не надо».

(Из записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова)

Фрагмент записки Дмитрия Колесникова

«…Господь сберёг для нас это свидетельство высоты духа русского моряка. В течение всех не простых коллизий извлечения тела из отсека, загрузки в специальные контейнеры, подъёма со стометровой глубины и доставки на борт судна «Регалия» карман с бумагами капитан-лейтенанта держался «ни на чем», оставаясь на своём месте, на груди, у сердца».

11

…События августа 2000 года удивительно свежи в воспоминаньях и продолжают жить в каждом из нас…

Слезами покаянья очистится Россия, Та жертва с болью в сердце нам станет искупленьем,
И каждый россиянин свою вину постигнет,
Тогда Господь, возможно, дарует нам прощенье.

Ирина Поливцева. Кольская Голгофа

1.3 История возникновения храма

Приход в честь покровителя моряков Николая Чудотворца в гарнизоне Видяево существует с 1998 года. Председателем Приходского Совета первые два года являлась Екатерина Багрянцева, супруга начальника штаба 7 Дивизии ПЛ Владимира Тимофеевича Багрянцева. Они вместе организовывали первые службы в гарнизоне — он обеспечивал доставку батюшки из соседнего городка, она, с несколькими помощницами (жёнами подводников), возила на саночках свечи в ДОФ (дом офицеров). Там и проводились крещение, исповедь, причастие.

Затем приход ютится в здании бывшего супермаркета. Володя и Катя мечтают о том, чтобы в посёлке появился красивый храм…

Незадолго до своего последнего выхода в море капитан 1 ранга Багрянцев сказал жене: «Знаешь, очень бы хотелось, чтобы в нашем гарнизоне был храм и батюшка!» Владимир Тихонович с Божьей помощью сумел исполнить своё благое

пожелание. Жизни моряков «Курска» как духовные кирпичики легли в основание Свято-Никольской церкви посёлка Видяево.

В августе 2000 года в составе экипажа старшим на борту уходит в свой последний поход Владимир Багрянцев…Мечта сбывается…

12

…Сразу после известия о гибели АПРК «Курск» Владыка Симон приехал в Видяево. Известие о гибели экипажа подводной лодки застало его, когда он ехал с архипастырским визитом в один из отдалённых приходов Мурманской Епархии. Он остановил машину и долго ходил по берегу Белого моря, молясь, переживая, и, обдумывая случившееся.

После приезда в Видяево первые слова владыки Симона были о том, что когда они ехали по дороге, радуги прямо падали. По вечерам золотые закаты сплошной полосой стояли над горизонтом.

Позже, обсуждая со Святейшим, как можно почтить память моряков-подводников, Владыка Симон получил благословение на строительство деревянного храма-памятника и написание икон.

На Якорной площади посёлка было выбрано и освящено место под храм-памятник в честь Святителя Николая Чудотворца. Строительство Свято-Никольского храма-памятника начато и по просьбе членов семей погибших подводников АПРК «Курск».

Выбор места для храма, август 2000 г.

28 августа 2000 года в праздник Успения Божьей Матери Владыка служил в знаменитом поморском селе Варзуге, что на Терском берегу Белого моря.

Здесь же, у алтаря знаменитой Успенской церкви, на древних могилах монахов-мучеников владыка Симон отслужил первую панихиду о погибших моряках-подводниках. Помогал Владыке на этих печальных службах вместе с другими ребятами-иподьяконами и сын погибшего капитана 1 ранга Багрянцева — Игорь Багрянцев. Здесь же и было принято Владыкой решение написать четыре памятные иконы: Спасителя, Божьей Матери «Курской», Николая Чудотворца и князя Владимира Крестителя Руси. А по периметру этих икон, на полях, дать портреты всех 118 погибших моряков в белых одеждах.

13

Деревянное здание церкви было срублено плотниками карельского города Костомукша и в разобранном виде доставлено в Видяево. Смонтировано на отведённом ему месте. Все расходы на сооружение храма взяла на себя администрация города Костомукши.

Отец Сергий Шерфетдинов вспоминал, как тогда «…спешили освятить для посёлка новую Никольскую церковь — день и ночь работали. Сам жертвователь, руководитель ООО «Кометэк» С.Н. Шаблинский, возглавлял двухнедельную стройку. С ним приехали и специалисты из Костомукши. Закончить все работы сумели поздно ночью, «впритык», — на завтра был сороковой день трагедии. Не раньше и не позже…»

Этот храм-памятник Владыка Симон освятил на сороковой день трагедии. В нём же отслужил и панихиду по почившим морякам.

Позже, в 2003 году, рядом с Никольским храмом была возведена деревянная часовня в честь великомученика Георгия Победоносца, которая раньше размещалась по улице Заречной.

Часовня

вмч.Георгия Победоносца,20003г.

В 2005 году комплекс дополнила звонница.

Никольский храм-памятник морякам АПРК «КУРСК» подарен видяевцам жителями карельского города Костомукша, часовня – жителями древней Костромы.

14

1.4 Иконостас и памятные иконы

Блаженной памяти Святейший Патриарх Алексий II подарил прекрасный иконостас, где среди других имеется икона Божией Матери «Спасительница утопающих».

Высокопреосвященнейший Симон, (тогда епископ) Мурманский и Мончегорский, пожертвовал в храм четыре уникальные памятные иконы: Спасителя — «Господь Вседержитель», Богородицы «Курская-коренная», Святителя Николая Чудотворца и равноапостольного Великого Князя Владимира, крестителя Руси, на которых по периметру изображены лики моряков – весь экипаж АПРК «Курск».

Святыни, связанные с «Курском» можно было увидеть на выставке «Православная Русь» в Москве, в «Манеже», в ноябре 2009 года, где Мурманская Епархия представляла экспозицию, посвящённую десятилетию трагедии «Курска».

По благословению архиепископа Симона был представлен Крест, составленный из репродукций икон, находящихся в Никольском храме-памятнике посёлка Видяево. Это — иконы, посвященные 118 морякам АПРК «Курск».

Рядом со стендом Мурманской и Мончегорской Епархии находился стенд храма Феодора Стратилата, на котором также была выставлена для поклонения икона, посвященная АПРК «Курск». Произошедшая на выставке встреча икон из Видяево и Мартюхов, лишний раз напоминает нам о том, что «у Бога все живы».

15

Памятные иконы были написаны в Санкт-Петербурге рабом Божиим Евгением.

«Владыка Симон позвонил Евгению и поставил необычную задачу — писать иконы памяти «Курска». Евгений в то время уже вполне состоялся как добротный иконописец, и потому с написанием самих четырех образов особых проблем не возникало. Что же, касалось задуманных ста восемнадцати портретов подводников, то эта задача была сложности чрезвычайной и требовала особого таланта и редкого специалиста».

Портреты погибших моряков-подводников писала Инна Куксенко.

«…Возьмёшься написать портреты погибших ребят с «Курска»? — спросил её Евгений, — их лики будут по периметру четырёх икон. Так Мурманский Владыка благословил». Инна вспоминала позже: «Я ни минуты не сомневалась. Так сердце отозвалось, как о чём-то родном. Сразу согласилась».

«…Однако задача эта была, по сути, не выполнимая. В таких случаях Господь предупреждает нас: «человекам это невозможно, — но при том и утешает, — но не Богу, ибо всё возможно Богу» (Мк. 10,27). Фотографии подводников были, во-первых, чёрно-белые, а во-вторых, очень многие из них любительские, увеличенные с совсем маленьких, случайных снимков. Плюс ко всему не обошлось и без «козней лукавого»: большинство фотографий оказалось зеркально перевёрнутым. Как такое могло получиться — не понятно. Хорошо, что это во время было обнаружено, поскольку, в противном случае, не о каком портретном сходстве не могло быть и речи. Как известно лица людей, их правые и левые стороны вовсе не симметричны».

Но, по-прежнему, объём, и сложность задачи оставались выше человеческих сил. «В этой ситуации, — вспоминала художница, — поддерживало и укрепляло лишь чувство сопричастности чему-то очень важному и угодному Господу. И вся надежда была на Его помощь… Плакала над каждой фотографией, стараясь увидеть этого человека. Так и писала. Писала и плакала».

К годовщине гибели экипажа «Курск» работа была закончена, и Владыка Симон, после освящения, передал иконы в Никольский храм, где они заняли своё достойное место.

Памятные иконы храма Николая Чудотворца:

1. Икона «Господь Вседержитель».

2. Икона Пресвятой Богородицы «Курская».

3. Икона «Николай Чудотворец».

4. Икона равноапостольного Великого князя Владимира крестителя Руси.

16

В 2001 году на территории 7-ой дивизии АПЛ Северного флота, на берегу Ара-Губы, был поставлен второй деревянный храм в честь Святителя Николая Чудотворца, посвящённый морякам-подводникам. Из него на выставку «Православная Русь» был привезён новонаписанный образ Божией Матери «Спасающая на море».

Никольский храм в губе Ара.

Что такое икона? И откуда берётся та благодать, которая так положительно действует на нас через эти священные изображения?

Приходя в храм, православный люд возжигает перед иконами свечи, лампады, лобызает священные изображения. Во время богослужения перед иконами воскуряется фимиам – ладан. Перед иконами молятся, совершают молебные пения, с ними совершают крестные ходы.

Икона в переводе с греческого означает «образ». Образ того, к кому мы прибегаем с молитвой.

Священные изображения имели место в истории ещё во времена Ветхого Завета. По свидетельству Писания, Сам Бог повелел Моисею сделать два золотых изваянных изображения херувимов и поставить их «во Святом-святых» …(Исх. 25:18-22); повелел сделать и истканные изображения херувимов на церковной завесе, отделявшей «Святое-святых» от святилища (Исх. 26:31-33), подобно тому, как ныне иконостас отделяет алтарь от самого храма; и сделать такие же изображения херувимов на тех попонах виссонных, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии и служили для нее вместо стен (Исх. 26, 1-37). Известно также, что Сам Бог повелел Моисею воздвигнуть медного змия в пустыне (Чис. 21:8), и этот змий был образом нашего Спасителя, вознёсшегося на крест (Иоан. 3:14-15).

Построив иерусалимский храм, Соломон, по образу скинии, поставил в нём, в самой средине «Святое-святых», два изготовленных из кипариса и позолоченных 17

изображения херувимов, которые одними крылами своими соприкасались друг с другом, другими достигали противоположных сторон храма (3 Цар. 6, 23-28; 2 Пар. 3, 10-13); изваял и написал херувимов на всех стенах храма (3 Цар. 6, 29; 2 Пар. 3, 7), а также соткал такие же изображения херувимов на церковной завесе (2Пар. 3:14). И Бог не только не осудил за то Соломона, но еще выразил особенное Свое благоволение и к строителю храма, и к самому храму: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни» (Исх. 9:3).

Икона – это окно, которое позволяет человеку вырваться из греховного мира и увидеть, словно из окна, мир небесный. Икона манит человека взглянуть в Небо, которое не знает ни греха, ни зла, ни смерти. Чтобы потом, благодаря этому опыту, постараться и земную свою жизнь сделать достойной этого Неба.

Говоря иначе, икона – это мостик, который соединяет Небо и землю.

На седьмом вселенском соборе святые отцы провозгласили: «Честь, оказываемая иконе, воздается не самой иконе, а тому, кто на ней изображен».

По-настоящему икона живет только в Церкви и лишь молитва перед ней раскрывает в иконе все смыслы, вложенные в неё. Она зовёт нас к своему Творцу.

1. Икона «Господь Вседержитель»

Вседержителем Спаситель называл Себя Сам  в последней книге Нового Завета «Откровение Иоанна Богослова»: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его… Я есть Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний, Который был и есть и грядёт, Вседержитель». Именование Вседержителем Христа доказывает догмат Боговоплощения, вочеловечения Бога. Всесилен и Иисус Христос — как Царь Земной, правящий всеми людьми, всемогущ и Бог, создавший Землю и все существа на ней.

 Икона Господа Вседержителя всегда помещается в самом центре иконостаса, служа напоминанием о том, кто в дольнем мире есть истинный Царь и Судия.

ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ — центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию.

На иконе «Господь Вседержитель» изображен Господь наш Иисус Христос. В левой руке — свиток или Евангелие, правая — обычно в благословляющем жесте.

Рассмотрим, в какие одежды облачён Господь. Эти одежды были обычными для того времени, когда Христос жил на земле. Называются они хитон и гиматий.

Гиматий — это верхняя одежда, похожая на плащ. Под ним — хитон – длинная рубаха. На правом плече хитона изображён, так называемый, клавий или клав. Клав — это такая полоска ткани, которая сверху пришивалась на хитон.

Клав служил знаком различия у римских граждан. Его на своих одеждах могла

18

иметь только высшая знать: богатые, всеми почитаемые люди. На хитоне Спасителя клав пишется для того, чтобы подчеркнуть высокое достоинство Христа, совершенство его человеческой природы.

Необходимо обратить внимание на цвет облачения Господа Вседержителя. Почему это важно? Цвет на иконе имеет вполне определённое значение. Хитон Спасителя — красного цвета. Гиматий — синего. Красный цвет — это цвет царского достоинства и символ мученичества. Христос — царь всего мира, по своей воле взошёл на крест, чтобы спасти человека, вернуть ему радость общения с Богом.

Синий цвет – цвет неба. Синий цвет гиматия Спасителя говорит о его небесной природе. Интересно, что не только сам цвет, но и сочетание цветов на иконе имеют свой смысл. Сочетание красного и синего, говорит о том, что Господь есть истинный человек и в тоже время истинный Бог. Таким простым способом икона выражает сложные вещи.

Обратим внимание на руки Спасителя. Правая рука Господа  Вседержителя сложена в благословляющем жесте. Благословляя нас, Господь подаёт нам свою помощь, которая так нужна каждому человеку. В левой руке Спаситель держит Евангелие, свое собственное благовестие. Оно может быть изображено или в виде свитка, так выглядели книги в древности, или в виде кодекса, то есть так, как выглядят современные книги. Книга может быть открытой или закрытой. Если Евангелие написано открытым, то на его страницах мы обязательно увидим какие — либо слова Христа. На иконе нашего храма – следующие: «Сия есть Заповедь

Моя да любите друг друга, якоже возлюбих вы. Болши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други».

Господь Вседержитель обращается к нам через Святое Писание, открывает нам Свою волю, учит нас заповедям. Для того, чтобы мы могли правильно жить и веровать, лучше узнавать Господа и приближаться к Нему.

По периметру всей иконы расположены лики моряков АПРК «Курск».

Каждая икона фактически состоит из двух частей. Это, собственно, сама икона, каноничное иконописное изображение (Спасителя, Божьей Матери, святителя Николая и князя Владимира) и её рама с портретами членов экипажа «Курска».

2. Икона Пресвятой Богородицы «Курская»

Курская Коренная икона Божией Матери «Зна́мение» —икона Богоматери с Младенцем, окружена по её краям изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Ора́нта.

По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, недалеко от сожжённого татарами Курска.

19

Охотник нашёл небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева, и когда он поднял её, чтобы рассмотреть, из того места, где лежала икона, забил родник. На этом месте, вместе с товарищами, он срубил небольшую часовню, куда и поместили икону.

В 1383 году Курская область снова подверглась разграблению татарами. Татары разрубили икону пополам, сожгли часовню и увели в плен священника. По преданию, через некоторое время священник, отец Боголюб, выкупленный из плена, нашёл расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они срослись.

В 1597 году, по повелению царя, Феодора Иоанновича, икона была взята в Москву и по её краям были добавлены изображения Господа Саваофа и ветхозаветных пророков.

В 1615 году царь Михаил Феодорович вернул икону на Курскую землю, где по наказу царя, на месте часовни, основали монастырь, названный Коренной пустынью. С 1618 года бо́льшую часть времени икона проводила в Курске в соборе Знаменского монастыря.

Курская икона Божией Матери «Знамение» — одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси — изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди Её, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

По сторонам иконы — изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.

Лики пророков обращены к изображению Богородицы.

На правой стороне иконы изображен царь и пророк Соломон, в правой руке его свиток с изречением: «Премудрость созда себе дом», а за ним, книзу следует пророк Даниил, в левой руке его свиток с изречением: «Аз видех гору каменную». За сим — пророк Иеремия со свитком в левой руке, на котором изречение: «Се, дние грядут, глаголет Господь». Внизу — пророк Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение: «Ревнуя поревновах о Господе». На левой стороне вверху царь и пророк Давид со свитком в левой руке, на котором изречение: «Воскресни Господи в покой Твой». Ниже — пророк Моисей со свитком в обеих руках, на нём изречение: «Аз видех купину огни….». За ним — пророк Исаия со свитком в правой руке с изречением: «Се дева во чреве приимет». За сим — пророк Гедеон со свитком в левой руке, на котором изречение: «Сниде яко дождь на руно». В нижней части иконы изображён пророк Аввакум со свитком в обеих руках, содержащим изречение: «Бог от юга придет».

Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением».

На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исайи, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия.

20

Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамение» Пресвятой Богородицы, как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исайю.

В верхней части иконы Божией Матери «Курская», находящейся в нашем храме,– изображение Пресвятой Троицы, а по периметру всей иконы – лики моряков АПРК «Курск».

3. Икона «Николай Чудотворец»

Николай Чудотворец — покровитель путешественников, водителей, моряков, лётчиков и просто людей, находящихся в дороге и почитающих этого Святого.

На иконе Николай Чудотворец держит Евангелие. В этом — напоминание для верующих христиан о том, что Николай Чудотворец не забывает о них и, пребывая в Небесных Обителях, продолжает по молитвам верующих творить добро и давать напутствие людям, созерцая свыше жизнь человеческую.

На многих иконах по сторонам от Святителя помещаются образы Христа и Богоматери, возвращающих Святителю Николаю Евангелие и омофор — атрибуты архиерейского достоинства. Это изображение чудесного видения, бывшего участникам I Вселенского Собора в Никее и показавшего, что Святой был лишен епископского сана и заключен в темницу несправедливо.

Об этом видении повествует и святой Мефодий, патриарх Константинопольский. Однажды, – говорил он, – святой Николай ночью увидел, что пред ним стоит Спаситель во всей Своей славе и подает ему Евангелие, украшенное золотом и жемчугом. По другую сторону себя святой Николай увидел Пресвятую Богородицу, возлагающую на его рамена святительский омофор.
Изображения «Никейского чуда» известны уже на иконах XII века.

«Я вижу, братия, новое солнце, восходящее над землею и являющее собою милостивое утешение для скорбящих. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь его у себя пастырем, ибо сей добр упасёт души заблудших, пропитает их на пажити благочестия и явится милосердным помощником в бедах и скорбях», — так пророчески, по внушению Святого Духа, сказал, обратившись к народу, бывшему в церкви, епископ города Патары, рукополагавший святого Николая во священника.

21

Церковь Божия приняла светлого светильника, который не остался под спудом, но был поставлен на подобающем ему архиерейском и пастырском месте.

Как мудрый земледелец очищает всё, находящееся на гумне и в точиле, отбирает лучшие зёрна и отрясает плевелы, так благоразумный делатель на гумне Христовом Святитель Николай наполнял духовную житницу добрыми плодами, плевелы же еретической прелести развевал и далеко отметал от пшеницы Господней.

Посему-то святая Церковь и называет его лопатою, Ариевы плевельные учения развевающую. И был он поистине свет миру и соль земли, ибо житие его было светло и слово его было растворено солью премудрости. Сей добрый пастырь имел великое попечение о своём стаде, о всех его нуждах, не только питая его на духовной ниве, но заботясь и о телесной его пище.

Сего великого чудотворца знает восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения.

Да прославится в нем Триединый Бог, Отец и Сын и Святой Дух и его святое имя да восхваляется устами во веки. Аминь.

По периметру всей иконы расположены лики моряков АПРК «Курск».

4. Икона равноапостольного Великого князя Владимира крестителя Руси

Владимир I Святославич  — князь новгородский в 970 — 988 годах, киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.

Стал новгородским князем в 970, захватил киевский престол в 978 году. В 988г. выбрал христианство в качестве государственной религии Древнерусского государства. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю.

…Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро Kрещения киевлян в водах Днепра. Накануне святой Владимир объявил по городу: «Если кто не придет завтра на реку — богатый или бедный, нищий или раб — будет мне враг».

Священное желание святого князя было исполнено беспрекословно: «в одно время вся земля наша восславила Христа со Отцем и Святым Духом».

Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося молитвами святого равноапостольного Владимира в русском народе, во всей его жизни, во всём мировоззрении. В чистых киевских водах, как в «бане пакибытия»,

22

осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, духовное

рождение народа, призванного Богом к невиданным ещё в истории подвигам христианского служения человечеству.

«Тогда начал мрак идольский от нас отходить, и заря Православия явилась, и Солнце Евангельское землю нашу осияло».

Свершилось обновление Руси водою и Духом.

Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие требища, иссечь истуканов, а на месте их рубить по холмам церкви, освящать престолы для Бескровной Жертвы.

Храмы Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах, у излучин рек, словно путеводные знаки, светочи народной святости.

Прославляя храмоздательные труды равноапостольного Владимира, автор «Слова о законе и благодати», святитель Иларион, митрополит Киевский, восклицал: «Капища разрушаются и церкви поставляются, идолы сокрушаются и иконы святых являются, бесы убегают, Крест грады освящает».

Эпоха святого Владимира была ключевым периодом для государственного становления православной Руси.

Имя и дело святого равноапостольного Владимира, которого народ назвал Красным Солнышком, связано со всей последуюшей историей Русской Церкви. «Им мы обожились и Христа, Истинную Жизнь, познали», — засвидетельствовал святитель Иларион.

24 июня 2008 года на Архиерейском Соборе РПЦ Патриарх Алексий II в своём докладе сказал: «…Крещение Руси, совершённое святым князем, „идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго“ (величание святому), духовным вождём нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней всё лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой…»

По периметру всей иконы расположены лики моряков АПРК «Курск».

23

Икона Пресвятой Богородицы «Спасающая на море»

118 траурных свечей

обрисовали корпус субмарины.

И родилась икона из пучины,

чтоб быть спасительницей для кораблей.

В трагические дни августа 2000 года, когда Россия глубоко переживала за моряков, московскому ювелиру Николаю Балмасову (кстати у него отец был подводником) во сне явился этот образ Божией Матери с предстоящими Николаем Чудотворцем и Апостолом Андреем Первозванным. Они молятся о спасении душ моряков. В морской глубине горят 118 свечей и ангелы возлагают венок. Он заказал икону в одной из ярославских мастерских. Сам же изготовил серебряный оклад с морской символикой. В проекте участвовали ветераны подводники. На первую годовщину гибели «КУРСКА» её подарили в наш храм в губе Ара.

«Икона мне приснилась во время тех тяжелых дней переживаний о судьбе «Курска», — рассказывал Николай, известный церковный ювелир. — Я знаю службу подводника по рассказам моего отца. Он сам подводник, участник войны на Тихоокеанском флоте.

Образ иконы Божьей Матери «Знамение» я увидел на фоне волн, и там же были венки, опускаемые в море, горящие свечи. Я обратился к иконописцам мастерской «София» города Ярославля и художники сумели воспроизвести сюжет всего увиденного мною».

От себя иконописец предложил расположить свечи (их было по количеству погибших подводников — 118) в виде силуэта, абриса подводной лодки.

После написания икона впервые экспонировалась в музее им. А. С. Пушкина на выставке, посвященной Военно-Морскому флоту России, в 2001 году. И уже там стало понятно, что образ состоялся, что икона живёт, являя нам непостижимый мир православной святости. Люди сердцем принимали ее. И даже, несмотря на обстановку музея, многие молились перед образом, вставали на колени.

После выставки икона убыла в резиденцию Патриарха Алексия II в Переделкино, где Святейший в течение двух недель молился пред этим образом.

«…Мы же приступили к изготовлению для иконы особого, ювелирного оклада. На серебряном окладе иконы изображены Андреевские флаги и траурные гирлянды на фоне морских полос.

Сама икона была написана, как говориться, во славу Божью. Но когда встал вопрос о серьезной ювелирной работе, то понадобились средства. Была создана, если так можно выразиться, инициативная группа, собравшая необходимую

24

сумму. В неё вошли самые неожиданные люди: представители отдела безопасности ООО «Межрегионгаз», члены ассоциации Ветеранов Специальной Разведки ВМФ, моряки подводники, проживающие в США…

…Трагедия «Курска» затронула всех, думаю, любой человек был бы готов поучаствовать в этой работе в память о «Курске». И ещё должен сказать, что за все 22 года моей творческой деятельности не было столь радостной и лёгкой по ощущению работы. Будто бы кто-то руководит тобой, помогает, и буквально водит твоей рукой…», — вспоминал создатель иконы.

К первой годовщине памяти «Курска» работа была закончена. Достойно украшенная икона Божьей Матери «Спасающая-на-Море» спецрейсом из Москвы была доставлена в Мурманск, а затем в посёлок Видяево.

Лишь позже стало понятным ещё одно важное обстоятельство. Образ Божией Матери иконы «Спасающая-на-Море», которую увидел Николай, идентичен образу на знаменитой, древней иконе Божией Матери «Курской», которая с XIII века имеет уточняющее название «Коренная». Именно этот образ Божией Матери «Курской Коренной» благословил в это же время писать и архиепископ Симон для одной из тех четырёх икон, что с портретами подводников на полях.

1.5​ Напрестольная лампада

Плафон аварийного освящения, находившийся в девятом отсеке АПРК «Курск», — ныне – напрестольная лампада в Никольском храме-памятнике.

Изготовлена петербургским ювелиром Олегом Тихомировым из пожертвованных видяевцами крестиков, колечек и др. Четыре якоря-креста соединяет круг золотых свечей, на каждой из которых выбито имя моряка — 118 имён. Андреевский флаг несёт огонёк лампадки.

По периметру надпись: «Упокой Господи души усопших рабов Твоих».

День памяти 12 августа.

25

Глава 2

«Курск» ушёл в небытие для того, чтобы мы вернулись из небытия»…

…Опускают венки на суровую скорбную воду.
Да прозреют живые, поняв, как друг другу нужны.
Вся Россия скорбит. Значит, мы остаёмся народом!
В общей боли и муках срастается тело страны.

Николай Колычев, мурманский поэт

…«Курск» был нам необходим. «Курск» ушел в небытие для того, чтобы мы вернулись из небытия…

Для чего всем нам была нужна трагедия «Курска»? Какие грехи омывались в те дни теми потоками слёз, что проливали у экранов телевизоров миллионы россиян?

«Это были грехи окаменевших сердец, грехи омертвевшей души русского народа. Завершалось второе тысячелетие пришествия в мир Спасителя, а в России все оказалось растоптано, обесстыжено и отдано на продажу. Страна, когда-то называвшая себя Святой Русью, превратилась в посмешище и блудилище».

«И поступят с тобою жестоко, и возьмут у тебя все, нажитое трудами, и оставят тебя нагою и непокрытою, и открыта будет срамная нагота твоя, и распутство твое, и блудодейство твое. Это будет сделано с тобою за блудодейство твое с народами, идолами которых ты осквернила себя» (Иез.23,29).

«Нужно было положить предел, обозначить рубеж, последнюю черту на пути нашего духовного падения…

Израненная громада «Курска» легла пред нами, не позволяя на этот раз перешагнуть и забыть, как мы уже не раз делали в таких случаях. Рваный металл искорёженной лодки по живому резанул сердце каждого русского человека.

Ребята с «Курска» уходили в жизнь вечную, дабы мы никогда не забывали о

26

вечности живущей в нас. О том и плакала тогда вся наша громадная страна, вдруг осознавшая себя единой общностью, ставшая в этот момент одной семьей.

То духовное разорение, моральная деградация и беспамятство, в котором оказалась страна к концу страшного XX века, больше невозможно было терпеть. Господь пожалел Россию и положил предел распаду и разложению этого нашего некогда великого народа.

Эта прекрасная лодка, совершенное творение, созданное силою знаний и талантов множества людей, в полной мере испытала неодолимое могущество Божественных определений и властную Его десницу.

Потому и не возможно было поверить и принять случившиеся, поскольку оно казалось выше человеческого разумения. Это был лучший экипаж».

«Для жертвы всегда выбирается самое лучшее, — так в те дни отвечал на вопросы своей паствы Владыка Симон, — иного Господь не приемлет».

«А я, — пишет в своей книге «Неугасимая лампада «Курска» игумен Митрофан (ныне епископ), вспоминал встречу с Лихачевым Д.С.* и слова апостола Павла: «Все по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9,23).

«…Почему боль именно этой трагедии не хочет покинуть наши сердца? Почему в Калининграде и на Украине, на Дальнем Востоке и Крыму всё это время продолжают писать записки «об упокоении моряков-подводников АПЛ «Курск»».

Почему на стенах домов в Венеции можно увидеть портреты моряков экипажа этой подводной лодки, а китайский поэт посвятил им цикл стихов: «Погребальные песни «Курску»».

______________________________________________________________________

«По моему глубокому убеждению, — сказал Дмитрий Сергеевич Лихачёв**во время беседы с отцом Митрофаном, — возрождение России начнется с Севера. Я хотел это сказать Патриарху, но коли Вы с Севера, то передайте это Владыке Симону»… «Весь Север полит кровью. Столько мучеников — это не может не дать плод. Возрождение, оно только на крови происходит, «без пролития крови не бывает прощения». Таков Закон».

Неугасимая лампада «Курска». Игумен Митрофан (Баданин). Издательство «Ладан», 2010.

** Лихачёв Дмитрий Сергеевич — знаменитый ученый и общественный деятель,  академик. Во время встречи с отцом Митрофаном (Баданиным), летом 1999 года — директор Пушкинского Дома в Санкт – Петербурге.

27

…«Меня не интересуют технические проблемы, этих книг написано много. Кто виноват, кто кого торпедировал, кто нас обманул? Совсем не в этом кроется главный смысл трагедии.

Это произошло для того, чтобы мы поняли, зачем мы живём  и как мы должны измениться. Для того, чтобы мы поняли, зачем Господь попустил эту страшную трагедию, в чём смысл жизни. И в чём смысл жизни военного и смысл жизни жены военного. И как надо беречь семью и воспитывать детей. Вот о чём я писал». Игумен Митрофан (Баданин)

Известный старец последних времен протоиерей Василий Ермаков (+ 2007) говорил: «Мы видим напористое стремление по-человечески, по своему уму разрешить эту трагедию, объяснить всем, почему она произошла.

Довольно уже пытаться свести её причину на уровень технических проблем».

Отец Василий говорил о моральном аспекте жизни во флотских гарнизонах, о глубоком нравственном падении современного человека, об утрате духовных

основ семейной жизни, деградации отношений между мужем и женой. Крепкие, духовно здоровые семьи стали исключением из правил. Чистота, верность, целомудрие, — стали едва ли не ругательными словами. Эти фундаментальные основы человеческого счастья, воспринимаются как признак отсталости, не умения «наслаждаться» и «брать от жизни всё».

О том и горькие слова отца Василия: «Произошедшее с «Курском» — трагедия нравственная и характер ее чисто духовный.

И пусть никто не обижается на слова старого священника, да поглубже заглянет в своё сердце…

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, будущий Патриарх Московский и всея Руси в интервью «Комсомольской правде» в 2000 году сказал следующее:

«…Сегодня все понимают: жить так, как мы жили до этого момента, больше нельзя. Вспомним, наконец, что мы великий народ, обладающий всем, что необходимо для достойной жизни. Пришло время сказать себе: пора остановиться, начать новый отсчёт времени. Трагедия в Баренцевом море стала последним рубежом. Дальше нам отступать некуда…

…Таинственное, мистическое сочетание и соединение событий — гибель ракетоносца и прославление новомучеников и исповедников Российских XX века Юбилейным Архиерейским Собором* нашей Церкви.

______________________________________________________________________

* с 13 по 16 августа 2000 года в Москве проходил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором была прославлена царская семья и сонм новомучеников и исповедников Российских, приняты основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

28

У Бога ничто не случайно. В этом совмещении событий видится некое смыкание времен. Ведь угодники Божии, как известные по именам, так и не явленные миру, но ведомые Господу, отдали свою жизнь за Христа, за веру, за Церковь, за Родину, ибо все они были великими патриотами России. Экипаж подводной лодки «Курск» принял мученическую смерть и принес высшую воинскую жертву во имя любви и верности Отчизне».

Когда, вспахав морское дно, подводный ракетный крейсер проложил кровавый рубеж, обозначив предел духовной деградации русского народа, вслед за этим, 13 августа 2000 года в Москве была подведена черта под Российской историей XX века. Юбилейный Освященный Архиерейский Собор РПЦ принял решение

вселенского масштаба. Были прославлены в лике святых мученики и исповедники России ХХ века. Церковь от лица всего народа прославила тех, кто своей мученической кончиной встал на пути безбожных властей и испросил всем нам прощение греха отступления от веры отцов.

19 августа на корпусе «Курска» продолжали активно работать спасатели, пытаясь вскрыть аварийный люк девятого отсека.

В этот день в Москве Патриарх освятил, возвращая из небытия, уничтоженный в 1932 году символ величия духа Православного воинства — Храм Христа Спасителя.

«Когда в ходе освящения Святейший Патриарх обходил храм со святыми мощами, кто-то первым поднял взгляд на небо… А в небе чудесное знамение! Ни я, ни кто-либо из моих знакомых никогда не видели ничего подобного. Края облаков обычно несколько размыты, округлы. Здесь же были совершенно ровные перекладины. Кроме того, было ветрено, и все облака быстро двигались, пролетая рядом с Крестом, сам же Крест стоял на месте»

(Из рассказа очевидца — одного московского священника).

29

Глава 3

Настоятель храма – отец Сергий Шерфетдинов

… Священники избраны Богом,

от них излучается свет,

терниста, сложна их дорога,

но, дух их любовью согрет.

Господь им всегда помогает,

утешит в напасти, беде,

и Божия Матерь внимает

святой их, сердечной мольбе.

Настоятель храма Святителя Николая в п.Видяево – отец Сергий.

Приведу отрывок из книги «Неугасимая лампада «Курска» отца Митрофана (Баданина):

« Владыка

Вспоминаю разговор, произошедший весной 2000 года, показавшийся мне тогда странным, и потому запомнившийся. Владыка Симон стоял на крыльце своей резиденции, что на территории Кафедрального Свято-Никольского собора города Мурманска по улице Зеленой. Уже пригревало весеннее солнышко, погода была тихой. Молчал и Владыка, о чём-то задумавшись. «Скоро нам понадобится хороший священник, — произнес он негромко, как бы сам себе и следуя ходу своих размышлений. Я тогда был еще в «мирском чину», и до моего монашеского пострига оставалось несколько месяцев. Исполняя обязанности при Правящем Архиерее, я был в курсе дел в нашей епархии, однако причины такой особой потребности «в хорошем священнике» предположить не мог. Все штаты на приходах в тот момент были заполнены. И я решился задать вопрос Владыке: «А куда должен будет понадобиться

30

священник?» Владыка посмотрел на меня как-то отстраненно, будто не сразу поняв, о чём собственно, я спрашиваю. Мне вспомнилось, что такой же был взгляд у Дмитрия Сергеевича Лихачева при той памятной встрече. Владыка так ничего и не пояснил. Он покивал головой, вздохнул и, не ответив, поспешил по своим делам.

Отец Сергий

Я в то время часто бывал в Североморске, где прошли последние годы моей службы на Северном флоте. И вот как-то, вскоре, оказавшись в этом городе, я зашел в церковь св. мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, которая тогда располагалась ещё на Северной Заставе. При входе в церковь ко мне бросился пономарь храма, некто Сергей Шерфетдинов со словами: «Мне что-то надо делать!»

Я хорошо знал Сергея. Он уже несколько лет усердно послушничал в этой церкви, помогая во всем настоятелю храма отцу Георгию, и при том «житие проходил доброе» и размеренное. Но в этот раз наш Сергей явно был очень взволнован: «Мне что-то надо делать!» — вновь повторил он с необычной для него настойчивостью в голосе. Я был несколько озадачен: «Ну, а что собственно Вы под этим подразумеваете, что именно нужно Вам делать?» «Я не знаю, что именно, — ответил Сергей расстроено, — но чувствую, что должен обязательно!» И вот тут, наверное, мне пришло в голову единственно возможное решение этой задачи: «Этот вопрос надо задать нашему Владыке, только он может сказать, что Вам нужно делать. Тем более я сейчас еду к нему «в Епархию».

Когда мы приехали в резиденцию на улице Зеленой, Владыка был еще в отъезде. Но ждать пришлось недолго и вот, вскоре показалась его машина. Сергей стоял в сторонке, естественно, немало волнуясь.

«Владыка, — обратился я к нашему Архиерею, едва тот вышел из машины, — вот есть такой Сергей из Североморского храма, Вы должны его помнить. Он говорит, что ему что-то надо делать, но не знает что именно». Владыка посмотрел на стоящего поодаль Сергея: «Да, я знаю его, — ему нужно сейчас подойти к отцу Никодиму, чтобы написать прошение, биографию и прочее необходимое». Заметив наше общее недоумение, Владыка пояснил: «Пусть готовится — будем рукополагать его в священный сан дьякона». Сергей, потрясённый замер. «Теперь тебе ясно, Сережа, что нужно делать?» — спросил Владыка и, не дожидаясь ответа, скрылся за дверьми резиденции.

Так решился вопрос о «хорошем священнике» для церкви, которой еще не было. Для Никольской церкви посёлка Видяево. Для церкви-памятника подводникам АПЛ «Курск».

Это было 12 мая 2000 года. До 12 августа оставалось ровно три месяца.

Именины

Когда пройдут эти три месяца, вечером 12 августа отец Сергий, уже дьяконом Североморской церкви будет встречать свои именины. Так было Господу угодно, чтобы отныне и до конца дней своих отец Сергий встречал День своего Ангела поминальной заупокойной молитвой. Иначе быть и не могло, поскольку теперь эти ребята с «Курска» и составляют главную часть прихожан Видяевского храма. Хотя и находятся в Царствии Небесном.

Конечно же, в День своих именин отец Сергий поминает не только ребят подводников, но и своего святого Небесного покровителя — священномученика Сергия (Шеина), петроградского архимандрита. В этот день с 12 на 13 августа 1922 года он был расстрелян безбожными

31

властями города. Удивительный пример для каждого человека являет этот христианин. В 1920 году ему, зрелому человеку, состоявшемуся юристу, известному правоведу исполнилось пятьдесят лет. В стране идут жесточайшие гонения на веру.

Священство и монашество истребляются без суда и следствия. В этой обстановке беснующегося безбожия он «просто» принимает монашеский постриг, священный сан и… мученическую кончину.

В 1992 году на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви архимандрит Сергий (Шеин) причислен к лику святых как новомученик, и, таким образом, стал небесным заступником отца Сергия Шерфетдинова»…

11 августа — день рождества Святителя Николая.

11 августа – день рождения отца Сергия, настоятеля храма Святителя Николая.

12 августа – трагедия АПРК «Курск».

13 августа – день Ангела отца Сергия.

Таинственное, мистическое сочетание и соединение событий…

У Бога нет ничего случайного: отец Сергий, настоятель храма во имя Святителя Николая Чудотворца, храма-памятника по погибшим морякам-подводникам.

28 августа 2000 года в праздник Успения Божьей Матери Владыка служил в знаменитом поморском селе Варзуге, что на Терском берегу Белого моря… И вот тогда, на Божественной Литургии в Варзужской церкви дьякон Сергий Шерфетдинов был рукоположен в сан пресвитера. Он стал священником православного прихода посёлка Видяево.

Во время богослужения в нашем храме поимённо поминаются все 118 погибших подводников. Это поминовение очень важно как для погибших, так и для тех живых, кто их поминает, для их будущего.

На вопрос «Что для Вас — подвиг экипажа ПЛ «Курск»?» батюшка ответил:

«Это событие стало переломным моментом всей моей жизни. Через него я пришёл к своему главному делу.

Ребята, моряки, они всегда с нами, всегда в этом храме происходит за них молитва. Через них я призван Богом. Они для меня родные. В этом молитвенном общении познаётся глубина воинского подвига, значимость воинской службы и драгоценность её в очах Божиих.

Для меня они – некий живой пример исполнения Божией заповеди о высшей любви:«Нет больше той любви, как если кто положит душу 
свою за друзей своих».

32

Духовный наставник в военном гарнизоне

Отец Сергий также является помощником командира дивизии по работе с верующими военнослужащими.

В рамках развития военного духовенства в России, в Видяево назначили штатного священника. Задачи прописаны в специальном уставе Министерством обороны, и главная из них — поддерживать мужество и патриотизм военнослужащих.

Кандидатуру отца Сергия на должность в вооруженных силах выдвинуло духовенство, а утвердило Министерство обороны. Для работы в гарнизонах от священников не требуют военных билетов. Главное — многолетний опыт богослужения и понимание души человека в погонах.

Как рассказал заместитель командира дивизии по воспитательной работе Валерий Бородулин: «Он оказывает очень большую помощь командованию и просто люди приходят к нему, исповедуются. Может, не всё порой они скажут командиру, а с батюшкой они достаточно откровенны и все проблемы свои жизненные могут до него донести».

Храм Святителя Николая в губе Ара.

Перед исповедью.

Отец Сергий говорит: «…военные — это самая здоровая часть нашего больного общества. Они требуют особого внимания. В должностных обязанностях военного священника прописано: он должен помогать формировать у военных мотивацию защиты родины. Конечно, церковь может показать это, объяснить, вложить в сердца человеческие».

33

Отец Сергий проводит духовные беседы с членами экипажей подводных лодок. На одной из таких встреч батюшка рассказал морякам-подводникам о Великом

посте, его духовном смысле, о покаянии. После беседы был показан художественный фильм Павла Лунгина «Остров». Священник дал духовную оценку картины и объяснил с православной точки зрения некоторые детали сюжета.

Сегодня, согласно анкетированию, практически девяносто процентов подводников верующие, — подчеркивает отец Сергий, — можно прийти на церковную службу по команде, строем, но остаться только по велению сердца.

Господь говорит, что сила Его совершается в немощи. И эта немощь должна послужить возрождению духовному и, как следствие, возрождению внешней мощи. Это трудно бывает объяснить. Вот скорбят офицеры, но без этой немощи пришли бы они в Церковь? Не уверен. Оставь им прежнее, и ходили бы они в походы по всему миру, гордились бы собой, страной, но Бог им был бы не нужен.

Задача каждого священника, — говорит батюшка, — светить, привлекать всех своей любовью, чтобы души искали тебя, грелись рядом с тобой. Нам нужно становиться настоящими, живыми христианами, чтобы исцелить те раны, которые были нанесены стране.

В заключение беседы отец Сергий привёл слова из священного Писания: «…уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа.»

…У отца Сергия, как у священника, совершающего своё служение в гарнизоне подводников, была давняя мечта — выйти в море на подводной лодке.

Эта мечта осуществилась.

По решению командования 7 дивизии

ПЛ СФ и благословению правящего

архиерея состоялся поход на АПЛ «Святой Даниил Московский».

«…Семь дней подводного плавания стали для меня курсом молодого бойца…

А потом было торжественное посвящение в подводники…

34

…Хрустально-чистую воду из плафона на глубине 100 метров я выпил с чувством благодарности подводникам, принявшим меня в свою дружную семью. И таких красивых событий было много…

Но самым впечатляющим и захватывающим было — наблюдать, как, подчиняясь чётким командам и слаженным действиям экипажа, этот «кит» погружается в воду или всплывает на поверхность. Я увидел в действии высококлассных профессионалов, обладающих большими знаниями, способных мобилизоваться и выполнять любые задачи…

А потом, после нескольких суток подводного плавания, был первый глоток свежего морского воздуха, какого-то особенного на вкус, была бесконечность моря, были разговоры по душам в тишине отсеков, в толще воды… И был родной берег, родной причал, встреча с близкими», — так вспоминает отец Сергий о своём выходе в море на подводной лодке.

Батюшка с членами экипажа АПЛ «Святой Даниил Московский».

Кроме храма – памятника Святителя Николая в посёлке Видяево и Никольского храма в губе Ара, отец Сергий окормляет Приход храма «Всех скорбящих радость», находящегося в соседнем посёлке Ура – губы.

А также батюшкой была открыта часовня в одном из помещений военного госпиталя. Силами медперсонала был отремонтирован и обустроен бывший врачебный кабинет, в котором теперь разместились иконы и подсвечники. Здесь же представлен большой выбор православной литературы.

Отец Сергий любит бывать на природе. И всегда, будь то рыбалка или поход в горы, непременно берет с собой фотоаппарат.

«Благословенный Север» — так называлась первая персональная экспозиция отца Сергия. На ней были представлены снимки с морской тематикой, но большинство фотографий запечатлели суровую и неповторимую красоту нашего края.

35

«…Удивительно наблюдать в человеке дар божий, которым ты сам не обладаешь, — высказался об авторе экспозиции отец Митрофан (Баданин). — Идешь с ним, он вдруг остановится и начинает что-то фотографировать. Я смотрю и ничего там не вижу: какая-то трава, мусор вроде валяется. Потом, когда уже видишь фото, изумляешься — это же то самое место, и оно мне не открылось. А у отца Сергия дар видеть то, чего не замечают многие…»

Свои экспозиции отец Сергий представлял в Санкт-Петербурге, Оленегорске, Кандалакше, Кондопоге и других городах.

Фотовыставка «Благословенный Север» в пос.Ревда.

«В нашей жизни, полной скорбей, болезней, неудач, Господь все равно даёт моменты утешения, радости и надежды, — обратился к гостям выставки отец Сергий. — Стараюсь поймать и запечатлеть такие моменты. Фотография — это для меня возможность поделиться с другими тем, что вижу и чувствую».

Удивительный человек наш батюшка! Тонко чувствующий душу человека.

Делами своей жизни он светит всем нам, наставляя и указывая тот узкий путь, ведущий ко спасению. Собою он являет нам образец великих добродетелей – кротости и смирения.

Не иначе как промыслом Божиим поставлен он настоятелем Никольского храма!

36

Заключение

Ни для кого ни секрет, что человек приходит к Богу через скорби. Сытому, довольному, богатому и здоровому Господь совершенно без надобности. И тогда, является милосердие Божье, и Господь начинает заниматься человеком, не дает ему погибнуть в своем сытом неверии. Бог обращается к нам и говорит языком обстоятельств, мы же отвечаем Ему языком поступков.

Этот процесс весьма болезненный и перекраивает человека, часто режа по живому. Но по-другому нельзя: «без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9,23)

Бог наставляет нас, Своих чад, вразумляет, учит. Он обращается к нам через Святое Евангелие, призывая нас, «заблудших», словами – «Покайтесь ибо приблизилось Царствие Небесное…». Господь просвещает нас через священнослужителей, через их проповедь.

Храм — воистину ковчег спасения для верующих людей. Подобно тому, как Ной спасал себя и свой род в бурных волнах потопа, закрывшись в ковчеге, так и Церковь, словно корабль, спасает христиан от греховного потопа среди бурных волн моря житейского, перевозит от берега тьмы и смерти к берегу света и вечной жизни, к тихому пристанищу Царства Небесного.

Храм Божий – это и наша Вифлеемская пещера рождества, рождества нашей веры во Христа и жизни с Ним.

Храм Божий – это и Иордан нашего покаяния и Крещения.

Храм Божий — это Фавор нашего непрестанного преображения, уподобляющего нас Первообразу — Христу.

Храм – это образ всего Божественного Царства, к которому Церковь ведет весь мир.

Храм Божий – это место встречи Бога и человека. Именно через храм, богослужение и таинства Бог вновь и вновь вдыхает в нас дыхание жизни Своей. Здесь мы обретаем заряд и запас душевных и духовных сил, дабы дальше нести свой крест. Здесь наши души врачуются, умы просвещаются, сердца обновляются и размягчаются, а души — спасаются.

37

Список литературы

1. Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. СПб., 1893. Т. II.

2. Протоиерей Павел Великанов. Школа веры. Библиотека богослова. Центр информационных технологий Московской духовной академии, 2012.

3. Иллюстрированный Закон Божий для детей. Сост. протоиерей Дмитрий Соколов. Русский Хронограф, Москва, 2011.

4. Неугасимая лампада «Курска». Епископ Митрофан (Баданин). Издательство

«Ладан», 2013.

5. Святое Евангелие. Свято – Елисаветинский монастырь. Минск. 2010.

6. Псалтирь. «Ковчег», 2003. – 528 с.

7. Пространный Православный Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви / Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский.- М.: Сибирская Благозвонница, 2003.- 160 с.

8. История Курской Коренной иконы Знамения Божией Матери: прошлое и современность / Автор-сост.священник Владислав Реутов. – Курск: Изд-во Курск.гос.пед.ун-та, 2001. – 205 с.

9. Избранные жития святых. Сост. архиепископ Пермский и Соликамский, Афанасий. Сатисъ. СПб, 2011. – 320 с.

10. Браверманн М., прот. Литургия. Опыт богословского комментария – СПб.: Ладан, 2013.- 192 с., ил.

11. Михайлова Е.М. Святитель Николай Чудотворец. – М.: Белый город. – 48с.:ил.

12. Христианская газета Севера России, май 2011 года

13. Газета «Мурманский вестник» от 03.09.2010 года

14. Материалы с сайта murman.rfn.ruХибины.com — новости

38

Приложение

1. Икона «Спасающая на море».

2. Напрестольная лампада.

3. Памятные иконы храма.

4. Фотографии храма

39

 

Просмотров этой страницы: 344.

2 комментариев к “Итоговая работа Чесноковой Елены на тему: «Храм-памятник морякам-подводникам АПРК «Курск»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *