Начинаются подготовительные недели перед Великим Постом.

Неделя о мытаре и фарисее.

скачанные файлы (5)1 февраля 2015 начинаются подготовительные недели перед Великим Постом, который начнется в этом году 23 февраля. Самая первая подготовительная неделя — Притча о мытаре и фарисее хорошо известна, всё же приведем ее еще раз. «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 9–14).

Для нас, современных читателей, мытарь – «хороший», фарисей – «плохой». Фарисеи – религиозные формалисты, гордые, бездушные и заносчивые, а вот мытари – люди, имеющие истинное покаяние, неудивительно, что их Господь оправдывает. Для нас это что-то вполне очевидное. Но современников Господа Иисуса эта притча, вероятно, возмущала и задевала.скачанные файлы (6)

Потому что для людей того времени дело обстояло наоборот. Фарисеи были хорошими людьми. Лучшими людьми в народе. Наиболее религиозно живой и активной его частью. Они тщательно исследовали богооткровенный Закон Моисеев, чтобы воплощать его в жизнь во всех деталях. То, что нам кажется глупой мелочностью, было на самом деле желанием сделать всё как положено, так, чтобы всё в жизни – и приготовление пищи, и работа, и отдых, и торговля – были подчинены Закону Божию. Фарисеи любили закон и стремились научить ему народ.

А вот мытари были людьми дурными, нравственно погибшими. Мытарь – это «сборщик налогов», но нам сегодня трудно понять всю негативную насыщенность этого слова. В древности мытарям вменялось в обязанность доставить в казну определенную сумму – а их вознаграждением было всё остальное, что они смогут выжать из людей. Поэтому для мытарей были характерны самые грубые и жестокие злоупотребления.

Слово «мытарь» было синонимом бессовестного и бессердечного вымогателя, зачастую отнимающего последний кусок хлеба. К тому же мытари работали на ненавистных языческих оккупантов – римлян. Это были и нравственно, и религиозно оскверненные люди – полная противоположность фарисеям. Как же так получается, что мытарь идет в свой дом «более оправданным»?

Разве это не возмутительно? Разве это не аморально? Как Бог может предпочесть откровенного мерзавца честному, нравственному, глубоко религиозному человеку? Такой вопрос наверняка возникал у слушателей Господа Иисуса, возникал он и у многих других – иудеев и язычников. Как писал самый известный из античных критиков христианства Цельс: «По их учению выходит, что нечестивца, если он смирится под тяжестью бедствия, Бог примет, а праведника, если он, обладая добродетелью с самого начала, обратит свой взор ввысь, Он не примет!»

Этот вопрос задают до сих пор: что же, порядочный, честный человек, если так и умрет в нераскаянии, лишится Царства, а какой-нибудь негодяй, вор и подлец, стоит ему покаяться и уверовать, будет спасен? Да почему же? Это просто обидно!

Все мы – бедные грешники  — и те, которые не делают явных грехов, бросающихся окружающим в глаза, и те, которые открыто грешат, не боясь людской молвы. Потому что страшную глубину грехопадения человека и  высоту истинной святости Божией дано увидеть в малой толике только святым. Именно тем, которые хотят постичь эту высоту , познавая при этом собственную немощь. Процесс взаимозависимый. Все великие святые считали себя грешниками по настоящему,  не из тщеславного кокетства. Хотя не совершали явных грехов, постоянно находились в посте и молитве.  Именно приближение к Божественному Свету дает понять истинную степень болезни собственной души Все мы не имеем другой надежды, кроме милости Божией. Некоторым из нас легче это понять – тем, чья жизнь явно нехороша. А тем которые пользуются заслуженным уважением у людей за их доброту, отзывчивость, даже религиозность, подчас тяжелей покаяться и придти к Богу в силу уверенности в собственной непогрешимости.

images (17)

прп. Мария Египетская

В житиях святых много историй о людях, весьма дурных: разбойниках, ворах, проститутках, – которых коснулась благодать Божия: Мария Египетская, Трифон Печенгский и сонмы других чудных угодников Божиих. Насколько удивителен и страшен покаянный подвиг прп. Варлаама Керетского, мощи которого были явлены в третий раз в январе сего года. С ужасом, с отвращением, с негодованием они увидели однажды, что представляет собой их жизнь, и устремились к Богу, ища спасения. Теперь Церковь чтит их как великих святых.Иногда человек доходит до дна, до края – и оттуда обращается к спасению.

скачанные файлы (7)

прп. Трифон Печенгский

Беда фарисея в том, что с ним всё в порядке – по крайней мере, в его глазах. Да, вот этот мытарь – образец нравственного падения, а фарисей – хороший человек, который знает об этом. Он не ищет милости Божией – он ищет признания своих заслуг. Но реальность состоит в том, что, хотя он, вполне возможно, уважаемый и благополучный член общества, перед Богом он – жалкий грешник. Пророк Исаия, нравственный, глубоко религиозный человек, пережив видение Бога в Храме, воскликнул: «Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6: 5).

Как Господь говорит в Откровении: «Ты говоришь: “я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды”; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3: 17).                                                                                                                            И вот если такой жалкий «праведник» не осознает себя, Господь начинает к нему стучаться — скорбями, болезнями, как-то по-другому. Пути Господни неисповедимы.

Правда есть страшная закономерность,  Господь стучится, если еще есть шанс на спасение для этого «праведника», если его «праведная» душа не совсем очерствела и способна к покаянию…Или смерть…

А вот что пишет о том же о. Александр Ельчанинов: « Вы оправдываетесь тем, что проступок ваш невелик, неважен. Но нет неважного, ничтожного в мире — ни дурного, ни хорошего. Самое незначительное действие, мимоходом брошенное слово, самое мимолетное чувство — важны и реальны, как реально все в мире. Поэтому всё самое малое должно соответствовать самому главному и ничто нельзя почитать недостойным внимания или свободным от нашей ответственности». Победим же свое горделивое сознание о своей призрачной «праведности», пожалеем свою бедную, опозоренную грехом и страстями душу, находящуюся в рабстве лукавого духа, и осознаем для себя необходимость в деятельном, глубоком покаянии.»

images (18)Когда мы, как тот фарисей, пытаемся перечислять свои заслуги и указывать на то, что мы-то лучше других, мы закрываемся  от благодати и помощи Божией. Ведь мнимые «праведники»  не нуждаются в милосердии…  Они уверенны в том, что спасение уже заслужили своими «делами»… Когда мы приходим к Господу какие есть – нищие, слепые и нагие, виновные и испорченные – и открываем пред Ним наши грехи, мы обретаем милость и прощение.  Мы обнаруживаем, что мы приняты, любимы, прощены, обнадежены, – и видим, что от глупых претензий на самоправедность давно стоило отказаться.

Автором статьи использованы материалы из публикации Сергея Худиева «Утешение неправедных»

Просмотров этой страницы: 51.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *