подготовила прихожанка нашего храма Чеснокова Елена
Содержание:
Введение с.1 Зачем нужна подготовка ко Крещению, с.2 Для чего вы хотите креститься с.5 Что необходимо знать о Боге перед Крещением, с.8 Что такое первородный грех и как он вошёл в человека, с.11 О Христе и евангельских событиях, с.12 О Церкви и Таинствах с.17 Крещение, с.18 Миропомазание, с.19 Причащение с.21 Покаяние, с.24 Символ веры.
ВВЕДЕНИЕ
Разными путями приходят люди к Богу. Иногда эта встреча бывает внешне неожиданной, иногда она — обретение, выстраданное путём долгих исканий. Обращение может произойти в любом возрасте — в детстве или юности, в зрелости и старости.
Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20).
Господь, создавший весь мир, Владыка вселенной — стоит у дверей нашего сердца и ждет, когда человек отворит Ему — уверует и соединится с Ним, Подателем жизни.
Человек Богом сотворен, Богом любим, Богом искуплен страшною крестною Смертью.
По Его воле мы до срока пребываем на земле, Им мы будем призваны из мира сего, пред
Ним, Своим Творцом и Судией, мы предстанем в последний день перед вечностью. А что в вечности?
Это как раз зависит от того, откликнется ли человек на зов Господа своего, будет ли он способен воспринять и всей жизнью усвоить себе благодать Святого Духа, которую дает Господь, чтобы спасти нас.
«Истинная цель жизни нашей христианской,— говорит преподобный Серафим Саровский,— состоит в стяжании Духа Святого Божьего». Человек призван к святости, и каждому дано воспринять в свое хрупкое существо Божию силу, чтобы быть с Господом своим и в вечной нескончаемой жизни.
Нет двух людей, которые пришли бы к Богу одинаковой дорогой, и нет такой проторенной дороги, по которой за одного мог бы пройти другой. Даже когда вера унаследована человеком «по рождению» в верующей семье, она должна быть осмыслена им самим и стать частью его собственного опыта. Каждый должен пройти свой путь сам — от начала до конца. Но есть единые врата, открывающие верующему вход в Церковь, в священную сферу благодатных даров Святого Духа. Это — Крещение.
Зачем нужна подготовка КО КРЕЩЕНИЮ?
Обучать людей истинам веры перед Крещением повелел сам Господь: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19).
Сейчас во многих храмах перед совершением таинства Крещения проводятся огласительные беседы, которые являются обязательными, и без них Крещение не совершается. Для многих такое нововведение кажется непонятным. Ведь раньше все было проще – пришел в храм, и тебя крестили. Почему же нельзя крестить человека без подготовки, ведь, если он пришел, значит, хочет креститься, и зачем препятствовать этому?
Как это ни странно звучит, но практика «пришел и крестился» – это плод гонений на
Церковь со стороны советских властей. Если человек приходил в храм креститься в советское время, несмотря на безбожную агитацию, царящую вокруг, то он совершал маленький подвиг, и уже за одно это был достоин Крещения.
Длительная подготовка перед Таинством Крещения была уже в самые ранние годы существования христианской Церкви. В то время Крещение людей было общецерковным событием и совершалось с большим торжеством три раза в году в самые важные праздники – на Богоявление (тогда это был праздник, объединявший Рождество и Крещение), Пасху и Пятидесятницу.
Если человек хотел креститься на Пасху, то подготовка начиналась с началом Великого поста. Эти люди становились «оглашенными» – т.е. готовящимися ко Крещению и им читались специальные поучения – оглашения. Священники над каждым из них читали особые молитвы, чтобы Господь принял их в число христиан и изгнал из их сердца нечистого духа. С этого времени оглашенные должны были ежедневно посещать храм.
И в современном богослужении остался возглас священника или диакона на литургии: «Оглашеннии, изыдите. Елицы оглашеннии, изыдите. Оглашеннии, изыдите. Да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». После этого возгласа оглашенные, присутствовавшие на второй части литургии, должны были покинуть храм.
Оглашенные должны были знать основные события Ветхого и Нового Заветов. Священники разъясняли им православное учение о Боге, о Церкви, об обязанностях христианина и многое другое.
Когда пост приближался к концу, все оглашенные приходили на экзамен к
Иерусалимскому епископу, и он спрашивал каждого о том, что он знает из христианского учения. Если человек готовился ко Крещению нерадиво, то он не допускался до этого таинства, и оно откладывалось до следующего раза. Но самое главное, что оглашенный должен был привести с собою поручителя – христианина, который должен был быть всем хорошо известен в Иерусалимской церковной общине. Этот христианин перед епископом должен был засвидетельствовать о том, что оглашенный достоин Крещения, ибо уже живет по-христиански. Именно этот поручитель и становился восприемником (т.е. крестным). Если вдруг выяснялось, что человек, даже если и прекрасно выучил все
поучения, рассказанные ему, но при этом является блудником, или пьяницей, или вором, или разбойником и не хочет оставлять свои пороки, то он не допускался до Крещения. Не допускали и тех, кто прибыл издалека и не имел поручителя, который бы ходатайствовал перед епископом о его Крещении.
Многие приходят просто без подготовки и думают что их окунут и всё, и они будут крещеными.
Желание совершить всё «побыстрее и попроще» является легкомыслием. Ведь никто же не удивляется, когда в ЗАГСе молодым парам определяют дату бракосочетания не ранее, чем через месяц после подачи заявления. Крещение сравнимо с супружеством и даже превосходит его. Это взаимоотношение не просто двух людей, а Личности Бога и человеческой личности.
Отцы Церкви, великие богословы «золотого века», такие как Афанасий Великий, Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст трудились при жизни учителями огласительных школ.
В древности, вплоть до 7 века, принять Крещение без подготовки было просто невозможно.
Во многих храмах уже давно введена подготовка ко Крещению. В одних храмах человек должен посетить несколько бесед и сдать экзамен, в других — бывает одна беседа и экзамен. (в одном из подмосковных храмов каждому хотящему креститься устраивается экзамен по Новому Завету).
О необходимости введения повсеместно подготовки перед Крещением ясно говорилось и в деяниях Юбилейного Архиерейского Собора, прошедшего в 2000 году.
Таким образом, необходимость подготовки ко Крещению и недопустимость Крещения без нее – это не нововведение, а возрождение обычного положения дел в Церкви.
В наше же время большинство считает: «Вот крещусь, и тогда куплю молитвослов и буду молиться. Вот крещусь, куплю «Закон Божий» и что-нибудь узнаю. Вот крещусь, и тогда брошу пить, курить, изменять жене и воровать на работе».
Времена, когда трудно было найти Библию, Новый Завет, Закон Божий, давно прошли, и теперь никто не должен оправдывать свою неподготовленность внешними трудностями. Если сейчас человек приходит в храм для принятия Крещения и ничего о нём не знает, это говорит о том, что для него Крещение – это что-то незначительное, для чего вовсе не надо прилагать никаких усилий и серьезно относиться к этому событию.
Цель Крещения должна быть одна — соединение с Богом, получение благодати Его. Не
следует здесь искать здоровья, ума, способностей к ученью. Это — второстепенное, оно не должно заслонять главного. Христос сказал: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф.6,33).
А святой апостол Павел писал: Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12,22-23).
Вам открывается вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя, Иисуса Христа (2Пет.1,11).
Почему было так и почему сейчас мы возрождаем эту древнюю традицию? Потому что Крещение — это очень важный и ответственный шаг в жизни, и необходимо, чтобы к купели крещения человек подходил не только чувствами руководствуясь, пусть даже самыми светлыми, но и осознавая, Кому он посвящает свою жизнь, с Кем «сочетается». Не случайно это слово. В чине крещения священник задает крещаемому такой вопрос: «Сочетаешися ли Христу?» и крещаемый отвечает: «Сочетаюсь». Затем: «Сочетался ли Христу?» — «Сочетался».
Что значит «сочетаться»? Это слово означает очень глубокую и таинственную степень близости двух личностей. Сочетаться — значит стать единым целым. Мы знаем современное выражение «сочетаться браком» или бракосочетание. Но может ли невеста, совсем ничего не зная о своем женихе, произнести «сочетаюсь»? Нет, не может.
ДЛЯ ЧЕГО ВЫ ХОТИТЕ КРЕСТИТЬСЯ?
Многие из приходящих ко святому Крещению не отдают себе отчета в важности этого шага, в его смысле и значении.
А смысл этого таинства очень глубок. Бог ждёт от своих чад не снисходительного соглашения, а горячего желания посвятить Ему свою жизнь. «Сыне, даждь Ми твое сердце».
Не все, из приходящих сегодня ко Святому Крещению, правильно понимают его цель. Многие думают, что креститься нужно для того, чтобы Бог помогал в жизни, чтобы был Ангел — Хранитель, чтобы Бог всегда защищал и сохранял. А некоторые думают, что креститься надо для того, чтобы верить в Бога и т. д.
— Что такое Крещение? Какова его цель?
— Для чего взрослый человек принимает Крещение и крестит своих детей?
— Что происходит с человеком в таинстве Крещения?
— Должна ли измениться жизнь человека, принявшего Крещение, если да, то какой она должна быть?
— Что надеетесь получить от приобщения этому великому таинству?
На эти вопросы должен ответить каждый человек, желающий принять Таинство Крещения.
Редко можно услышать правильные ответы (говорят: для того, чтобы быть крещеными, русские должны быть крещеными, чтобы быть здоровыми, чтоб иметь веру и т.д.)
Вряд ли стоит подробно разбирать несостоятельность таких ответов. Они как «масло масляное». «Для чего едете в Ташкент?» — «Чтоб быть в Ташкенте».
Для чего Вы хотите креститься?
примерные ответы слушателей |
правильные ответы |
Чтобы Господь дал веру.
|
Нет, вера требовалась еще задолго до Крещения, и без веры Крещение было невозможно. Надо сначала веровать, а потом креститься. Спаситель сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16,16). Значит, вера предшествует Крещению. |
Чтобы был Ангел-Хранитель.
|
Да, но что пользы в Ангеле-Хранителе, который не может подойти к человеку из-за того, что человек весь окружен бесовским силами? |
Чтобы можно было молиться.
|
Но молиться можно и некрещеному. До сих пор в службе мы слышим слова: «Оглашении, изыдите». Это значит, что некрещеные ходили в храм на службы и молились. Для того, чтобы молиться, вовсе не обязательно быть крещеным. Становись и молись. |
Господь больше слышит и заботится о крещеных. |
На самом деле, Бог любит и слышит всех, но заботится больше о некрещеных! Господь Сам рассказал такую притчу. У пастуха было сто овец, одна из них заблудилась в горах. Что делает пастух? Он бросает стадо и ищет ту самую сотую. Так же и Господь. Вот Он смотрит: в храме стоит 99 православных христиан. «Пусть стоят, они и так Мои. А вот в канаве пьяный валяется весь в грязи. Как бы его отвратить от пути погибели?» Так что Господь имеет попечение более о неверующих, просто о них заботиться трудно, поскольку они сами отбиваются от этой заботы. |
Чтобы заново родиться.
|
Да, действительно, Крещение часто называется вторым рождением, рождением в жизнь вечную. Церковь говорит о том, что мы находимся в таком духовном состоянии, что нас уже невозможно как-нибудь постепенно исправить, или исцелить, нам необходимо именно заново родиться. Представим, что мы разбили стеклянную вазу. Как мы можем вернуть ее в прежнее состояние? Может быть, склеить? Но даже если взять самый лучший клей, очень тонкий, очень прозрачный, все равно ваза от этого не станет целой. Вернуть прежнее состояние можно, только расплавив все осколки и заново изготовив вазу. |
Крещение совершается для того, чтобы человек жил единой жизнью с Церковью. Нет церковной жизни – значит, что-то не так.
«Как же так? Вот у меня свидетельство о Крещении: печать, подпись. Я, что же, по-вашему, не крещен?!» С одной стороны, человек крещен, а с другой, – нет. Крещение можно сравнить с тем, как в землю бросаются семена. В душу бросается семя новой жизни. Семя брошено, да человек не трудится, чтобы возделывать его, и оно лежит в душе, не давая ростков. Есть результат того, что брошено семя? И да, и нет.
Возьмите палец, туго перетяните его ниткой. Пройдет тридцать-сорок минут, и начнется отмирание тканей. Клетка живет только тем, что соединена воедино с организмом. Прервите эту связь, и клетки будут умирать.
Ещё пример. Мы идем к Богу. Подходим к двери, за которой начинается дорога к Богу.
Человек открывает дверь и стоит на месте. Стал он ближе к Богу? Нет. Дверь открывалась для того, чтобы пойти по открывающейся взору дороге. Крещение совершается для того, чтобы идти путем церковной жизни. Нечего бить себя в грудь, что ты крещен, если сделал к Богу только один шаг. Как был ты далек от Бога, так и остался.
У одного из святых отцов, блаженного Диадоха, есть следующий образ. Если человеческую душу уподобить дому, то до Крещения в человеке, в самой глубине его сердца, обитал грех и делал человека оскверненным и тленным. В момент Крещения грех изгоняется из самых глубин человека, а в сердце его вселяется благодать. Но пройдет еще немало времени, прежде чем благодать полностью преобразит человека. И тут многое зависит от самого человека. Если хозяин дома будет нерадиво относиться к своему жилищу, то грех сквозь открытые двери и окна будет легко входить в него и после Крещения. Если же человек будет стоять на страже своей души и надежно защищать и ограждать ее молитвой, постом, исповедью, Причащением, то человек будет постепенно преображаться.
Если прерывается общение с Церковью, то духовная жизнь, данная в Крещении, будет угасать.
Цель Крещения — получить доступ к святой чаше Евхаристии. Без Причастия христианин не может иметь вечной жизни в Раю, а значит, обречен на погибель. Сам Христос нам говорит об этом.
«Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Ин. 6. 53-55).
Цель крещения – войти в Царствие Небесное, чтобы там навечно остаться с Богом.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О БОГЕ ПЕРЕД КРЕЩЕНИЕМ?
Прежде чем что-нибудь рассказать о Боге, необходимо узнать, что человек, пожелавший принять Крещение, знает о Нем.Часто оказывается, что человек, идя на Крещение, не знает, какому Богу он хочет посвятить свою жизнь.
— А кто Бог? (Мы — христиане, Христос – Бог, Отче наш – Его Отец).
— В какого Бога веруют православные христиане? (Во Христа).
— А что Вы слышали о Святой Троице? (отвечают, что это — такая икона. Или: это — такой праздник. Или: это — Христос, Богородица и Никола. Это — Отец, Сын и Святой Дух).
— Получается, что православные христиане верят в трех Богов – Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа? Правильно? (половина слушателей соглашается).
(нет, в одного – отвечают другие).
— В Кого одного? Бога Отца? Или Бога Сына? Или Бога Святого Духа?
(одни отвечают: в Бога Отца; другие: в Святого Духа; третьи: они все едины).
Само Крещение совершается во имя Святой Троицы, а человек порой не знает, что есть Святая Троица. Священник, погружая человека в воду, произносит: «Крещается раб Божий (имя) во имя Отца (погружает человека в воду). Аминь. И Сына (погружает второй раз). Аминь. И Святаго Духа (погружает третий раз). Аминь».
В Таинстве Крещения произнесение имен Лиц Святой Троицы является одним из самых важных моментов. Священник торжественно объявляет для всех, какому Богу человек посвящает свою жизнь. Троекратное погружение в воду символизирует нашу смерть для греха. Троекратный выход из воды символизирует наше рождение в новую жизнь, подобно Воскресению Христову.
Нельзя приступать ко Крещению без веры во Святую Троицу.
Бог – Творец всего мира. Все сотворено Богом из ничего, и бытие тварного мира находится в руках Божиих. Некоторые религии говорят, что материя совечна Богу, что Бог не творил саму материю, а только «лепил» из материи все остальное. Подобное учение неприемлемо для христианина.
Бог есть Дух Вечный, Всеблагой (является Сам источником всего благого), Всеведущий (знает всё), Всеправедный, Всемогущий, Вездесущий (присутствует везде), Неизменяемый, Вседовольный (ни в чем не имеет нужды), Всеблаженный.
Бог есть Един по Существу, но Троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух — Троица Единосущная и Нераздельная. Между Лицами Святой Троицы различие в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца.
Три Ипостаси, или Лица Пресвятой Троицы, совершенно равного Божественного достоинства. Как Отец есть Истинный Бог, так равно и Сын есть Истинный Бог, и Дух Святой есть Истинный Бог, но притом так, что в трёх ипостасях есть Един только Триипостасный Бог.
Человек не может понять этой тайны до конца, поскольку человеку вообще невозможно познать Бога. Бог – Творец, мы – Его творение.
Был такой случай с известным христианским философом блаженным Августином. Он был блестяще образован и когда пришел ко Христу, задумал написать книгу о Святой Троице так, чтобы каждый прочитавший ее, сразу же понял, как это «Бог един в Трех Лицах». Размышляя о книге, он гулял по берегу Средиземного моря и вдруг увидел маленького мальчика, который вырыл ямку в песке и ложкой выливает туда воду из моря. «Что ты делаешь?» — спросил Августин. «Хочу вычерпать это море и вместить его в эту ямку». «У тебя же не получится!» И тогда мальчик ответил: «Скорее я вычерпаю это море и вмещу его в эту ямку, чем ты своим умом исчерпаешь тайну Святой Троицы и вместишь ее в свою книгу».
Святые отцы часто приводили следующий образ, объясняя единство Святой Троицы. Представим себе Солнце. Мы знаем, что есть само Солнце, мы видим и свет, рождаемый им, мы чувствуем и тепло, исходящее от него. Само Солнце (как звезда), свет и тепло – это разные явления, но они существуют нераздельно.
Единосущность Святой Троицы означает, что если Бог Отец творит мир, то и Бог Сын творит мир, и Бог Святой Дух творит мир. Все действия Божии исходят от Единого Бога. Если Бог Сын хочет спасения человеческого рода, значит, и Бог Отец желает этого, и Бог Святой Дух хочет этого.
Один из самых древних примеров таинственного откровения о Троице связан с Авраамом. Однажды Бог явился ему в виде трех странников и Авраам, выбежал им навстречу, поклонился до земли и сказал: «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, то войди в дом мой…» Авраам видит трех, а поклоняется как одному и говорит в единственном числе — «владыка». Как раз этот эпизод, когда три странника приходят в дом к Аврааму, запечатлен на иконе преподобного Андрея Рублева «Троица».
Говорят, в советские времена, когда мало кто решался открыто проповедовать христианство, именно Андрей Рублев оказался самым активным миссионером, потому что, когда люди даже не в храме, а в Третьяковской галерее видели его «Троицу», эта икона становилась для них настоящим откровением любви Божией.
Сын Божий воплотился, т.е. принял на Себя плоть человеческую, кроме греха, и соделался человеком, не переставая быть Богом. В Символе веры после того как о Сыне Божием сказано, что Он воплотился, добавлено также, что он вочеловечился, чтобы признавали в Нём Совершенного Человека, состоящего из тела и души. В Господе Иисусе Христе находятся нераздельно и неслиянно два естества, Божественное и Человеческое, и соответственно этим естествам – две воли. И не два лица, но одно Лицо, Бог и Человек вместе, одним словом – Богочеловек.
Для более глубокого понимания соединения человеческой и Божественной природы в Иисусе Христе, приведем образное сравнение святых отцов.
Представьте саблю, нагретую огнем до красна. Этой раскалённой саблей режут тканое полотно.
— Скажите, что будет резать ткань, металл или огонь? (Очевидно, и то, и другое одновременно).
— Как соединились в сабле вещество огня и вещество металла? (Не слитно и не раздельно. Огонь оставался огнём, а металл сабли оставался металлом, но пребывали едины).
Примерно так мы можем понимать соединение двух природ в Иисусе Христе, Божественной и человеческой.
Когда мы складываем пальцы на руке, чтобы изобразить на себе крестное знамение, то соединяем вместе три пальца – большой, указательный и средний. Это означает – единство Святой Троицы. А два других пальца, безымянный и средний, прижимаем к ладони – это означает две природы Иисуса Христа, Божественную и Человеческую.
Вернёмся к вопросу «В какого Бога веруют православные христиане?» (во Христа).
— А кем же был Христос?
— Был ли Христос Богом?
— Был ли Христос человеком?
(часто отвечают так: Он был человеком, но не Богом.
Он был человеком, потом Его распяли, Он воскрес и стал Богом.
Он был Богом и Человеком).
— Когда Младенец Христос родился, Он уже был Богом?
(обычно отвечают: Нет, Он стал Богом после Воскресения или Крещения).
По выражению одного из святых отцов, Бог становится Человеком, чтобы человек стал богом. Человек упал в огромную пропасть, насильно из этой пропасти Бог не может вывести человека. И вот Бог Сам становится Человеком, сходит в эту бездну, чтобы поднять оттуда человека к Себе.
— Какой человек может называться православным христианином?(Христианином может называться только тот человек, кто следует учению Христа, а православным только тот, кто «правильно славит» Его, т.е. правильно исповедует Его. В этом смысл фразы «православный христианин»).
ЧТО ТАКОЕ ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ И КАК ОН ВОШЁЛ В ЧЕЛОВЕКА?
Священное писание свидетельствует нам о сотворении Богом мира невидимого и видимого, о том, что невидимый мир – духовный — это мир ангелов. Видимый мир – это наша планета Земля, вся вселенная и венец творения – человек, созданный по образу и подобию Бога.
Первые люди были сотворены свободными, и в раю им дана была заповедь — не вкушать плодов от древа познания добра и зла. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2. 16-17).
Они нарушили заповедь, они вкусили, и это событие — не просто внешний какой-то поступок, оно является результатом внутреннего духовного выбора: Адам и Ева возгордились, они возомнили, что смогут достичь вечного блаженства и без Бога, они поверили сатане, который пообещал им: «будете как боги». Сатана говорил, что Бог их обманывает, что на самом деле они не умрут, и они в это поверили. Этим они уже предали Бога, еще до того как вкусили плод.
Человек — существо сложное — дух, душа, тело — как трехслойная губка. Если сверху накапать грязи, то вся губка пропитается. Началось грехопадение с духовного греха — гордости, самодостаточности, отвержения Бога. Потом прошло и на душевный уровень, ум, воля, чувства — все в человеке помрачилось. Когда Господь зовет: «Адам, где ты?», Адам прячется от Бога в кустах — то есть у него ум помрачился. Как можно от Бога прятаться — Он же вездесущий. Потом грех переходит и на телесный уровень: человек стал болеть и умирать. Бог сказал правду: вкусив плод, люди получили две смерти: телесную — разлучение души с телом и духовную — разлучение с Богом.
Это и был первородный грех — не просто формальное нарушение заповеди, а внутренний переворот. И вот тогда — и произошла катастрофа. Человек изменился, человеческая природа, созданная Творцом для вечного блаженства, исказилась, повредилась, как бы заболела грехом — и человек просто уже не мог находиться рядом с Творцом. Адам и Ева уходят от Бога, и с этого начинается земная история. С того момента между Богом и человеком возникает пропасть, которую сам человек преодолеть не может. Дело не в том, что Бог их отверг и проклял. Нет, Он простил их сразу же, потому что любит. Просто они не могли сами измениться.
И самое страшное последствие первородного греха — не временные земные страдания и даже не физическая смерть, а разлученность с Богом. До Христа ни один человек не мог соединиться с Богом даже после смерти. Все оставались в аду, пророки, праведники, которые исполняли заповеди и всей душой любили Бога. Пропасть между Богом и человеком была непреодолима.
Христос приходит спасти нас, вылечить от первородного греха и снова соединить нас с Богом.
О ХРИСТЕ И ЕВАНГЕЛЬСКИХ СОБЫТИЯХ
Когда православный человек говорит о Христе, он говорит о Втором Лице Святой Троицы – о
Боге Сыне. До Своего воплощения на земле Бог Сын был только Богом, но более 2000 лет назад Второе Лицо Святой Троицы принимает на Себя еще и человеческую природу.
Как это произошло? В утробе Божией Матери силою Святого Духа зачинается новая жизнь. Богу это было легко сделать: мы помним, что первого человека Бог сотворил и вовсе из праха земного.
Когда в утробе любой обычной женщины зачинается новая жизнь, то в мире появляется новая личность. Как только две клеточки (мужская и женская) сливаются, появляется маленькое человеческое тельце, состоящее пока только из одной клеточки. Но без живой души эта клеточка еще не будет человеком. И в тот же миг этому микроскопическому тельцу дается душа, и это уже человечек с душою и телом. В момент зачатия в мире появляется новая личность, по-славянски – новое лицо, а по-гречески – новая ипостась.
Когда в утробе Божией Матери зачиналась новая жизнь, то новая личность (лицо, ипостась) не возникала, ибо с новой человеческой жизнью соединилось Второе Лицо (Ипостась) Святой Троицы – Бог Сын.
Христос – это Бог, который стал Человеком. До Своего воплощения на земле Бог Сын был только Богом. А с момента зачатия в утробе Божией Матери Он стал еще и Человеком. Христос был Богом всегда, ибо не было момента, когда бы Бог Сын не был Богом, поскольку Он Сам творил время вместе с Богом Отцом. И в утробе Своей Матери, и в яслях после Своего Рождества Он был Богом.
Самое первое событие — Благовещение. В этот день архангел Гавриил явился Пресвятой Богородице и сказал, что у нее родится сын, который будет Спасителем мира. Она испугалась, потому что дала обет девства, у нее не было мужа, и она не знала, как это произойдет. Архангел сказал ей: Дух Святой найдет на тебя и сила Всевышнего осенит тебя. И тогда Богородица согласилась и со смирением сказала: «Я раба Господня, да будет мне по слову твоему». Пресвятая Богородица дала ответ от имени всего человечества. Мы знаем, что Бог никогда ничего не делает насильно. Он должен был спросить у всех нас — хотим ли мы, чтобы Он принимал на себя нашу человеческую природу. И Он выбирает среди всех прошлых и будущих людей лучшего представителя человечества и спрашивает у нее. Если бы она ответила: «Нет, Господи, нам и без тебя хорошо, мы сами знаем, как нам жить», то Он бы и не воплотился. Но она ответила: «Я раба Господня» и как только она согласилась, произошло событие самое великое в истории человечества. Даже более значительное, чем Рождество Христово. В этот момент Дух Святой сошел на Богородицу, и соединился с человеческой природой. И в Ее чреве зародился Богочеловек. Сначала Он был как маленькая клеточка, потом развивался по всем законам физиологии и наконец родился. Первый шаг на пути к нашему спасению был сделан. Ведь Христос пришел, чтобы соединить Бога с человеком. И в первую очередь Он соединил их в Самом Себе, соединил не на время, а на всегда. Христос навсегда остался Богочеловеком, чтобы у нас всегда была возможность через Него, вернее в Нем, приблизиться к Богу.
Когда Он родился, в нашем мире появилась уникальная личность — Богочеловек. В Нем поразительным образом сочетаются и божественные, и человеческие качества. Вот Он лежит на руках Богородицы. Как человек Он занимает какое-то определенное пространство, как Бог Он вездесущ. Как человек Он родился во времени, как Бог Он вечен. Как человек Он еще слаб, во всем зависим от мамы, как Бог Он всесилен. Как человеку Ему еще нужно расти, учиться, как Бог Он уже всеведущ.
До 30 лет Он жил в абсолютной безвестности. Рос в послушании названного отца Иосифа, учился плотническому делу. В 30 лет Он пришел на берег Иордана к Иоанну Крестителю креститься. Иоанн Креститель совершал крещение покаяния. Люди заходили по пояс в воду, исповедовали свои грехи и окунались, как бы желая освободиться от этих грехов, желая оставить их в этой воде. И вот после них всех приходит Христос — чистый, безгрешный, Он не имел нужды в покаянии — и Он заходит в эту воду Иордана, в это скопище грехов и окунается. Зачем? Он этим самым показывает, что Он берет на Себя грехи всех людей.
И в тот момент, когда Он, крестившись, выходит из воды, происходит первое открытое явление людям Пресвятой Троицы: Бог-Отец как голос с небес, Сын стоял на берегу Иордана как Человек и Дух Святой как голубь спускался на Него с небес.
После этого Христос идет по городам Израильским проповедовать. О чем Он говорит людям? Он говорит о покаянии, о прощении, о любви. Но обо всем этом можно было бы сказать и через пророков. Больше всего Христос говорит о Самом Себе — о том, что Он — Сын Божий и только через Него можно придти к Отцу. И общество Израильское разделилось на две части: одни Его принимали, другие нет.
Кто его принимал? Простые люди, те, кто сознавали свои грехи, раскаивались в них, тяготились ими, хотели избавиться от греха и приблизиться к Богу. Они чувствовали, что им нужен Спаситель — и поэтому принимали Христа, меняли свою жизнь. Ведь покаяние открывает духовное зрение, помогает увидеть истину.
Кто Его не принимал? Книжники — те, которые посвящали свою жизнь изучению Писания. Они сосчитали все буквы в Священном Писании и даже фокус такой показывали: протыкали свиток иглой и могли сказать, какие буквы находятся на дырочках. Естественно, они знали наизусть и все пророчества о Христе: когда Он должен родиться, где, каким Он будет, но это знание не помогло им, потому что это было сухое знание, без любви к Богу и главное, без покаяния. Они этим своим знанием очень гордились.
Фарисеи — праведники, которые соблюдали абсолютно все еврейские законы: правильно постились, правильно молились, платили десятину, соблюдали субботу и так далее. Но они этой своей праведностью очень гордились и не замечали того, что у них внутри — зависть, злоба, жестокость. Они думали, что исполнения внешнего закона достаточно. А гордость закрывает человеку духовное зрение. Именно поэтому Христос сказал: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, и Я пришел привести не праведников, но грешников к покаянию». Кого Он называет здоровыми? Не тех, кто здоров на самом деле (мы знаем, что все заражены первородным грехом и в духовном смысле здоровых нет), а тех, кто считает себя здоровыми и поэтому не считает, что ему нужно спасение.
Фарисеи и книжники ненавидели Христа и завидовали Ему: во-первых, народ шел за Ним, а во-вторых Он обличал их и говорил Своим ученикам не следовать их примеру, не быть лицемерами. В конце концов, ненависть фарисеев привела Христа на Голгофу. Но мы должны
помнить, что Его крестная смерть — не трагическая случайность. Как Бог Он решился на это еще до создания мира. Но теперь Он стал человеком, у него появилась еще человеческая воля, и Он должен был решиться на это еще и человеческой волей. Сделал Он это во время молитвы в Гефсиманском саду. Он молился Богу-Отцу так: «Отче, если это возможно, да минует меня чаша сия, чтобы мне не пить ее». И сказано в Евангелии, что капли пота его были как кровь, каплющая на землю. «Душа Моя скорбит смертельно», — говорил Он. Получается, как человек, Он очень боялся предстоящей смерти. Почему? Потому что смерть — это следствие греха, а Он абсолютно чист, безгрешен и поэтому смерть для него противоестественна. Он мог бы и не умирать, но Он добровольно, уже теперь своей человеческой волей выбирает смерть за грехи людей. «Не Моя воля, но Твоя да будет», — говорит Он Отцу. И после того как Он решается на это, приходит Иуда, целует его, приходит стража, Его берут под арест. Он терпит насмешки, издевательства и в конце концов идет на Голгофу.
Историческая форма креста, на котором был распят Христос — крест восьмиконечный. Косая
балка — подставка для ног и наверху надпись «Христос Назорей, царь Иудейский». Изображение креста христиане стали почитать только с 4 века, после того как царица Елена, мать царя Константина нашла подлинный крест Христов. В земле было несколько крестов. Как можно было точно определить, какой из них «тот самый»? Случилось, что недалеко от Голгофы шла похоронная процессия. Стали прикладывать кресты к мертвому, и от прикосновения Креста Христова мертвый воскрес. Сейчас Крест хранится в Иерусалиме, но маленькие частички его разобраны по всему миру.
Мы почитаем любое изображение креста и с благоговением изображаем на себе и на других предметах крестное знамение, тем самым освящая любую вещь. Мы крестимся во время молитвы, перед выходом из дома, перед трапезой, крестим пищу, на ночь освящаем крестом углы комнаты и постель. Крест в руках верующего человека имеет огромную силу. Дьявол боится креста, потому что своей крестной смертью Христос победил дьявола и опозорил его.
Казнь через распятие на кресте в Римской империи была самая ужасная не только по физическим мучениям, но и самая позорная. Это была казнь для плебеев, благородных людей на крестах не распинали. И было принято всем издеваться над беспомощностью людей, повешенных на кресте. Над Христом тоже так издевались.
Рядом со Христом распяли еще двух разбойников. Тот, который был по левую сторону, издевался над Христом: «говорят, что Ты чудотворец, так спаси Себя и нас», а тот, который был по правую сторону, упрекал своего подельника, говоря: «Мы страдаем за наши действительные преступления, а этот человек безгрешен». И вот с этим вторым разбойником произошла необыкновенная перемена. Уже страдая на кресте, он раскаялся в своих прежних грехах, и покаяние так очистило душу, что он стал способен увидеть истину. Он смог во Христе — этом униженном, окровавленном, еле живом человеке, узнать Бога — милосердного и прощающего. Разбойник обратился ко Христу с единственной просьбой «Господи, помяни меня, когда придешь в царство Твое» — не спаси, не прости, а просто вспомни обо мне. И Христос ему ответил потрясающую вещь: «Истинно, истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». А ведь в то время рай был пуст, там никого не было! Все праведники были еще в аду. И первым в рай вошел разбойник — ни праведник, ни пророк, ни даже Иоанн Креститель, которого Сам Христос называл «большим из рожденных женами», — а разбойник. Насколько Господь ценит покаяние!
Христос мучился на кресте долгие часы. На пределе Своего страдания Он воскликнул страшные и непонятные нам слова: «Боже Мой, Боже Мой, для чего ты оставил Меня?» Как это Бог может сказать Богу?
Не может Отец оставить Сына, не может этого произойти в Троице! Мы знаем, что Христос сказал это по человечеству Своему. Он испытал за нас не только физические муки, но и нравственные, в том числе и самое страшное последствие грехопадения — разлученность с Богом. Он испытал чувство богооставленности. Чтобы уничтожить пропасть между человеком и Богом, Он должен был сначала заглянуть в эту пропасть…
Когда Он умирал, Он сказал: «Отче, в руки Твои предаю Дух Мой». В момент смерти Христа померкло солнце, хотя был еще день, было землетрясение. И еще одно очень значительное событие произошло. В Иерусалиме в то время был огромный и единственный во всем мире храм, посвященный Единому Богу. В нем было три части: двор, где молились все люди, святилище, где священники приносили жертвы и Святая Святых — самая дальняя и самая неприкосновенная часть храма. Туда имел право заходить только один первосвященник один раз в год. Святая Святых от Святилища отделяла огромная завеса, сшитая из шкур чистых животных. Она была такая тяжелая, что в единственный день в году ее отодвигали около ста человек. Она как раз знаменовала собой отделенность Бога от человека. И вот в момент смерти Христа эта завеса разодралась надвое! То есть не просто упала от землетрясения, а раскрылась, показывая, что преграды между Богом и человеком больше не существует — смерть Христа ее разрушила!
Христос умер как Человек: Душа разлучилась с Телом. Тело Его ученики завернули в плащаницу и положили во гроб. А Душа Его пошла тем же путем, каким шли все до Него — в ад. Но мы знаем, что когда во чреве Пресвятой Богородицы соединились божественная и человеческая природа, они уже не разъединялись, и потому не мог Христос только одной человеческой Душой сойти во ад. С Ним пришло и Божество — и от этого присутствия ад разрушился! Ведь это было место, лишенное света — и вдруг туда пришел Свет! Христос вывел оттуда души всех праведников, которые ждали Его пришествия, и они вошли в рай и могут теперь быть рядом с Богом. Традиционная икона Воскресения Христова как раз и есть икона «Сошествие во ад».
Тело Спасителя, как мы уже говорили, завернули в плащаницу и положили во гроб. Фарисеи позаботились о том, чтобы ученики ночью не украли Тело и не распространили слух о воскресении из мертвых — они запечатали дверь гроба и попросили поставить римскую стражу. Однако, когда мироносицы по прошествии субботы, в которую по иудейскому закону ничего нельзя было делать, рано утром, в воскресенье пришли ко гробу, они увидели, что стража разбежалась, камень отвален, а на камне сидит ангел и говорит: «Что вы ищете живого среди мертвых? Его нет здесь. Он воскрес!» Они
тут же побежали и рассказали апостолам. Когда апостолы вошли внутрь гроба, они увидели удивительную картину: на камне, где лежало Тело, лежит одна плащаница, как кокон, а внутри — пусто. Христос, когда воскрес, прошел сквозь эту ткань! И теперь мы имеем потрясающее материальное свидетельство воскресения Христова — Туринскую Плащаницу. На ней чудесным образом запечатлелось изображение Христа.
Проповедь апостолов начиналась потом именно так: «Христос воскрес!». И ап. Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша!» Христианство — это религия воскресения. Ведь тот факт, что Христос воскрес, означает, что Он навсегда победил смерть и что мы тоже воскреснем. Ада нет, смерти нет. Мы видим, что после воскресения Христос становится другим. Он может проходить сквозь закрытые двери, вдруг появляться, вдруг исчезать. Но в то же время, Он — не призрак, а настоящий человек из плоти и крови. Чтобы убедить в этом апостолов, Он даже специально ел перед ними. Просто Его Тело после воскресения стало новым, одухотворенным, способным жить в вечности. Мы тоже такими будем после воскресения.
Последнее событие земной жизни Спасителя — Вознесение. В течение 40 дней после Пасхи Христос встречался с учениками, открывал им тайны Царствия Божия и потом повел их на гору Елеонскую и там они увидели, как Он возносится и исчезает. Что значит Вознесение Христа в духовный мир, к престолу Божию? Ведь как Бог Он этого престола никогда не покидал. А сейчас Он идет туда как человек, возносит к престолу Троицы Свою человеческую природу. Как говорил Лосский, «для христианина огромная отрада сознавать, что в недрах Святой Троицы бьется человеческое сердце»!
Для нас это очень важно: ведь если Он как человек там, то и мы, люди, там можем быть. Он проложил нам дорогу на небеса. Посмотрите, вот икона Троицы. По трем сторонам престола Отец, Сын и Святой Дух, а четвертая сторона обращена к нам: наше призвание — быть там.
О ЦЕРКВИ И ТАИНСТВАХ
Что такое Церковь? Это не здание, не храм. Все истинно верующие, соединённые православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами, по устроению Божию составляют Церковь. Апостол Павел так и говорил людям, которые только что крестились: «Вы теперь не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу».
В Новом Завете много образов Церкви: стадо послушных овец и пастырь добрый, Ноев Ковчег (все, кто в нем, спасаются, а кто вне его — погибают), виноградная лоза -Христос, а все мы — ветви. Но самый близкий к реальности образ встречаем у ап. Павла: «Церковь — это тело Христово. Христос — Глава, а все мы члены Церкви». Церковь — это единый живой организм.
Христианин это не тот, кто носит крестик и имеет свидетельство о крещении, а тот, кто живет в этом Теле Христовом, кто является живой его клеточкой. У каждой клеточки свои органы дыхания и питания — у каждого христианина своя молитва, свои отношения с Богом.
Все мы в Церкви очень разные, но все мы друг без друга — ничто. Есть такая хорошая пословица «В ад идут поодиночке, а в рай — только все вместе».
Отсюда понятно, что мы все друг на друга влияем: грешник соблазняет всех окружающих, как больная клеточка заражает здоровые, а праведник наоборот освящает и оздоравливает все вокруг себя. Наш русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся».
Как сохранить свою душу и тело от осквернения грехом?
В помощь нам святая Церковь предлагает спасительные Таинства, их семь: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Венчание, Елеосвящение, Священство.
КРЕЩЕНИЕ
Крещение – есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую.
Великое Таинство Крещения заповедал Сам Господь наш Иисус Христос по Своем Воскресении. Посылая Своих учеников на проповедь, Он сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 18–20).
Прообразом новозаветного Крещения было крещение покаяния во отпущение грехов (Мк. 1:4), которое принял Господь от святого пророка Иоанна Предтечи на реке Иордан. Это событие положило начало спасительному Таинству и празднуется Святой Церковью 6/19 января. Сам праздник называется Богоявлением, потому что именно тогда, на Иордане, Пресвятая Троица явила Себя миру: Бог Сын был крещаем как Человек; Бог Отец свидетельствовал с неба: «Сей Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»; Бог Дух Святой в виде голубя снисшел на Крещаемого (Мф. 3, 13–17). Так утвердилась вера в Пресвятую Троицу и в Божество Иисуса Христа.
Будучи безгрешен и чист, Христос не нуждался в очищении грехов. Крещением Своим Он «потопил водами человеческий грех», как поет Святая Церковь, и «освятил естество водное», оскверненное грехом первых людей и последующих поколений. Воспоминая это священное событие, Святая Церковь и теперь силою Святого Духа совершает освящение воды, которую с благоговением употребляют верующие люди.
В день Пятидесятницы апостолы получили Крещение Духом Святым и сами стали совершать Таинство Крещения над уверовавшими во Христа и желающими покаяться и изменить свою жизнь согласно Его учению (Деян. 2, 38; 8, 38; 10, 47–48; 18, 8; 19, 1–5; 1 Кор. 1, 14–16).
Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство может совершаться только один раз в жизни.
Крещение невозможно без веры желающего принять Таинство. Спаситель сказал: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет»(Мк. 16:16).
Приходящему к купели Крещения не следует искать здесь здоровья, успешности или решения семейных проблем. «Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»(Мф. 6:33).
Цель Крещения — соединение с Богом, получение Его спасительной благодати.
Крещение — Таинство великое и страшное, здесь Сам Бог, сами Ангелы предстоят, принимая наше исповедание веры и нашу готовность утвердить ее покаянием и решением жить свято.
О важности и необходимости Таинства Крещения как средства очищения от грехов и духовного возрождения сказал Сам Христос в ночной беседе с Никодимом : «Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин. 3, 5–7).
Первым шагом к земной жизни человека является его рождение от матери, а первым шагом к Небесному Царству является Крещение.
Это первое таинство, которое открывает дверь ко всем остальным. Главное действие этого таинства — погружение в воду. Вода — древний символ очищения. Погружение в воду — символ смерти, восстание из воды — символ воскресения.
Человек обретает новое рождение — рождение свыше, рождение в вечную жизнь. Он выходит из купели абсолютно чистым, как младенец. Все грехи, которые он сделал до этого, омываются с его души.
Для того, кто желает принять Крещение, требуется покаяние и вера. Поэтому перед Крещением читается Символ веры.
Миропомазание
Сразу же после Таинства Крещения совершается второе Таинство – Миропомазание.
Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной.
Святой пророк Исайа указывает семь даров Духа Святого: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, дух Господень (Ис.11, 1-3).
Священник помазывает особым маслом – миром – основные органы чувств и основные части тела человека: чело, уста, ноздри, глаза, уши, грудь, руки, ноги. Каждое помазание совершается со словами: «Печать дара Духа Святаго. Аминь.»
Когда Христос вознесся на небеса, Он заповедовал апостолом не разлучаться, оставаться в Иерусалиме и ожидать сошествия Святого Духа. И вот когда они собрались на общую молитву в той самой Сионской горнице, где происходила Тайная вечеря, вдруг услышали бурное дыхание ветра и увидели над каждым из них язык пламени. Так в виде огненных языков сошел на них Дух Святой, объединил их в духовное единство — Церковь и дал им великие духовные дары. Когда апостол Петр после этого вышел на проповедь, то такая сила была у его проповеди, что в тот день три тысячи человек крестилось. И это тот Петр, который только недавно отрекался от Христа из страха быть арестованным. Такую силу дал Дух Святой.
Сначала эти дары Духа апостолы передавали другим людям после крещения тоже через возложение рук, а потом благословили особое масло — миро, через помазание которым стало совершаться это таинство. Теперь, когда священник мажет миром человека со словами «печать дара Духа Святого. Аминь», на человека невидим образом сходит Дух Святой и дает дары духовные — дар молитвы, покаяния, прощения, любви, разумения Священного Писания и т.д. Но эти дары не даются насильно. Они сеются как семена в землю, и от самого человека зависит, как он будет ухаживать за этими дарами. Будет ли он рыхлить, поливать, т.е. трудиться над этими дарами или на следующий день забудет, что он крещен и миропомазан.
Как после рождения ребенка мать окружает его своей любовью, так и Церковь после Крещения дает человеку благодать Святого Духа, Который помогает человеку в его духовном росте.
Седмеричное число Таинств (Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение) соответствует семи благодатным дарам Святого Духа (Ис. 11, 2, 3).
«В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную, в Миропомазании
получает благодать духовно возращающую и укрепляющую, в Причащении питается духовно, в Покаянии врачуется от болезней духовных, т. е. от грехов, в Священстве получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств, в Браке получает благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей, в Елеосвящении врачуется от болезней телесных посредством исцеления от духовных». Божественная благодать освящает все важнейшие моменты жизни человека — от колыбели до могилы. Ею начинается, продолжается и завершается спасительный путь.
Через помазание указанных частей тела Церковь показывает, что именно более всего в человеке требует освящения и преображения.
Представим себе следующую картину. Молодой человек сидит на занятиях в институте и слушает лекцию. Он хорошо понимает, что эта лекция нужна в его будущей профессии, он внимателен, старается усвоить все сказанное преподавателем. Но человеческая слабость берет свое, он начинает засыпать. Внимание рассеивается, мысли уплывают куда-то далеко. И вдруг в этот момент сосед-студент начинает шепотом рассказывать своему другу анекдот. Сон исчезает в одно мгновение, все внимание концентрируется на рассказе, ни одно слово не пропускается! Откуда новые силы, откуда новая энергия? А все дело в том, что все наши органы чувств поражены греховной болезнью. Все, что полезно для души, воспринимается с огромным трудом, а все вредное прилипает к нам, входит в нас с утроенной силой.
Например, мы смотрим по телевизору какой-нибудь документальный фильм о художественной выставке, и при этом наш взгляд может блуждать по разным предметам в комнате. Но стоит хоть краем глаза «зацепить» яркий видеоклип или рекламу, как взгляд уже невозможно оторвать от телевизора.
Грехом поражается весь человек, в том числе и руки, и ноги. Каждый из нас, наверное, замечал, что иногда идешь вовсе не туда, куда нужно идти, что руки иногда делают вовсе не то, что задумала голова.
Святой Дух в Таинстве Миропомазания сходит на человека и начинает постепенно его менять. Но надо помнить, что исцеление не бывает быстрым, и получает его человек не автоматически.
В Крещении в нашу душу всевается семя новой жизни. Грех ещё пропитывает наше естество, но уже появилось это маленькое семечко. В Миропомазании на нас сходит Святой Дух, Который Своей благодатью орошает это семечко, чтобы оно разрослось, и чтобы мы наполнились новой жизнью.
Святой Дух преобразит и наш слух, и наше зрение, и наш ум, и наше сердце. Только не надо мешать Богу в этом, а напротив, активно помогать. Сможет ли Бог духовно изменить человека, если человек сам продолжает заражать свою душу тем, что смотрит развратные фильмы, читает пошлые газеты и журналы, оскверняет себя нечистыми анекдотами и ругательствами? Тот нежный росток чистоты, что начинает расти в душе человека, легко растоптать, особенно если это душа ребенка.
ПРИЧАЩЕНИЕ
Что дает жизнь и питание всем органам в нашем теле? Кровеносная система. В Церкви тоже есть своя кровеносная система. Это таинство Причастия. Самое главное таинство Православной Церкви. Полностью оно называется — Причащение Тела и Крови Христовых.
— Кто из вас знает, что такое «Тайная вечеря»?
Тайной вечерей в Православной Церкви называют последнюю пасхальную трапезу Господа с учениками-апостолами. Тайной она называется, так как совершалась тайно от других людей. Господь знал, что в эту ночь Он будет схвачен и предан на распятие. Тайная (по-гречески это слово имеет еще значение «таинственная») она еще и потому, что на ней установлено Таинство Святого Причащения. «Вечеря» по-славянски означает просто «вечерняя трапеза». На Тайной вечере Господь взял хлеб и дал ученикам со словами: «Сие есть тело Мое, которое за вас предается». Потом взял вино и дал ученикам со словами: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Господь сказал также на Тайной вечери: «Сие творите в Мое воспоминание».
В первый раз апостолы причастились на Тайной Вечере.
И сейчас по слову Спасителя ежедневно в храмах совершается богослужение, называемое «Божественная литургия», во время которого повторяется Тайная вечеря. В храм приносится хлеб (конечно, не купленный в ближайшей булочной, а специально испеченный), приносится вино (также особое, определенных сортов, красное, чтобы по цвету напоминало кровь, чистое, без примесей, чтобы было достойным быть примененным в этом Таинстве). Священник со всеми, кто стоит в храме, молится о том, чтобы эти Дары освятились. Дух Святой сходит на эти дары, и хлеб становится Телом Христовым, а вино — Кровью Христовой. И каждый, кто вкушает Святые Дары, все равно что присутствует на Тайной Вечере и причащается, т.е. имеет часть со Христом, соединятся с Ним. Мы принимаем в себя Его чистую, незапятнанную грехом, воскресшую, преображенную, способную жить в вечности человеческую природу.
Поскольку Господь знает, что мы не можем вкушать человеческую плоть и кровь, поэтому установил, чтобы мы причащались Его Тела и Крови под видом хлеба и вина.
Ничто не может нас больше соединить со Христом, чем причастие.
Это самое важное Таинство в жизни христианина. Если цель жизни христианской – жить с Богом, то именно в этом Таинстве мы соединяемся со Христом, Его Телом и Кровью, а поскольку Христос – Богочеловек, то через это мы соединяемся с Самим Богом. Что может быть важнее для христианина? Ведь в его плоть и кровь входит Сам Спаситель? Мы не как-то абстрактно соединяемся с Богом, но Сам Богочеловек присутствует в наших членах.
Христианин, который перестает причащаться, перестает быть христианином. Можно спросить его: «Какой же ты христианин, если в тебе Христа нет?»
В Таинстве Крещения человек заново рождается, чтобы приблизиться к Богу, а именно это и совершается в Таинстве Причащения. Без Крещения было бы невозможно Причащение, но и без Причащения Крещение теряет свою силу.
Крещение совершается только один раз в жизни человека, а причащаться он должен часто
– например, один раз в две-три недели, или хотя бы – раз в месяц.
Таинство это очень важно. Что может быть важнее того, чем соединение с Богом? Можно прочитать сотни духовных книг и вычитать в них тысячи умных советов о том, как поступать в той или иной ситуации. Но откуда взять силы выполнить эти советы? Можно каждый день беседовать с духоносными старцами, разрешая с ними свои недоумения, но где взять силы исправлять свою жизнь в соответствии с их учением? А в Таинстве Причащения Господь Сам входит в нас и дает силы, просвещает изнутри и делает понятным то, что вчера было недоступно.
К этому Таинству надо готовиться: постом, молитвой и исповедью. Перед Причащением необходимо поститься хотя бы два-три дня, не вкушая мясной, молочной пищи, яиц. В пост входит также воздержание от супружеских отношений и от всякого рода развлечений (музыка, телевизор и так далее). Перед Таинством Причащения кроме обычных утренних и вечерних молитв читается особое «Последование ко Святому Причащению». В эти дни надо постараться больше читать Евангелие, духовные книги, больше молиться и внимательно подготовиться к исповеди. Вечером третьего дня нужно быть на вечерней службе, исповедоваться и прочитать специальные молитвы ко причастию. А утром придти в храм натощак, помолиться на литургии и причаститься.
Причащаться нужно постоянно, т.к. мы постоянно нуждаемся в покаянии, очищении. Обычный ритм духовной жизни это исповедь-причастие, исповедь-причастие. Без этого нельзя. Можно хоть как молиться, Евангелие читать, можно богословом великим стать, но без исповеди и причастия все это бесполезно.
Как готовить ко Причащению детей. До трех лет их никак не готовят. Грудных детей можно покормить, когда они этого требуют, и приходить в храм. Причем приходить можно не к началу службы. Надо только заранее выяснить в храме, когда лучше придти с ребенком на Причащение. Если ребенок ведет себя спокойно, можно приходить и пораньше. Уже сама обстановка храма с молитвенным пением хора, возгласами диакона или священника, ликами святых, словно глядящих из горнего мира, особым запахом ладана благотворно воздействует на малышей.
В три года у ребенка наступает определенный переходный возраст, он взрослеет и уже управляет своими чувствами и действиями. Поэтому с 3 до 7 лет дети причащаются уже натощак. В три года ребенку можно объяснить, что до службы есть нельзя. В этом возрасте ребенка также приводят не к началу службы, хотя и немного раньше, чем малышей.
В семь лет наступает следующий этап развития ребенка. Он становится маленьким взрослым, поэтому все делает, как взрослые, только в меньшем объеме. Например, взрослые постятся два-три дня, а ребенок должен поститься хотя бы один день. Взрослые читают полное молитвенное правило, а ребенку достаточно нескольких коротеньких молитв. С семи лет дети начинают исповедоваться. Далее, по мере взросления, дети все больше приближаются к взрослым: постятся чуть дольше, молитв читают побольше и более серьезно исповедуются.
Маленьких детей верующие родители обычно причащают каждую неделю, тем более что подготовка детей очень несложная. Начиная с семи лет дети обычно причащаются уже реже – примерно один раз в две-три недели. Это объясняется тем, что каждую неделю уже есть два постных дня (среда и пятница), а добавлять еще один постный день в неделю перед Причащением будет тяжело для детей.
ПОКАЯНИЕ
Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов самим Господом Иисусом Христом.
Это Таинство ведёт начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал Крещение покаяния во отпущение грехов и они исповедовали грехи своя (Мк.1, 4-5).
Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: Елика аще свяжете (что вы свяжете) на земли, будут связана на Небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех (Мф.18,18).
По Воскресении же Своем действительно дал им эту власть, когда сказал: Приимите Дух Свят: имже (кому) отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся (на ком оставите, на том останутся) (Ин.20, 22-23).
От кающегося требуется сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие.
СИМВОЛ ВЕРЫ
Символом веры называется краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.
Символ веры – не молитва. Ибо он не содержит обращений к Богу, Пресвятой Богородице, Ангелам или святым.
Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов (предложений), и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.
1-й член говорит о Боге Отце, 2-й — 7-й члены говорят о Боге Сыне, 8-й – о Боге Духе Святом, 9-й – о Церкви, 10-й – о крещении, 11-й и 12-й – о воскресении мертвых и о вечной жизни.
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и
невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь.
Просмотров этой страницы: 1526.