книжником и архимандритом Соловецкого монастыря Сергеем Шелониным, а также из старообрядческой письменности и преданий северных народов. К сожалению, все жития преподобного Варлаама были подвергнуты позднейшим правкам. Слишком необычен был его путь… Очень подробно собирал и анализировал жизнь преподобного владыка Митрофан. Здесь я постараюсь вкратце изложить исследования проведенные владыкой Митрофаном и изложенные в его книге «Прп.Варлаам Керетский»
Прп. Варлаам, в миру Василий, родился во второй четверти 16 века в с. Кереть Кемского уезда в Кандалакшской губе на Белом море. Служил священником в храме свт. Николая Чудотворца в г. Кола. Он был ревностным и одаренным пастырем: «добре подвизаяся на невидимого врага козни». Нравом он был суров и порой крут, но честен и чист пред Богом и людьми. Сильно скорбел отец Василий о тяжком «идолобесии», о вере языческой в которой пребывали еще многие лопарские семьи – коренные жители этих мест. По молитвам священника бес, живший на Абрам-мысе и требовавший от рыбаков Колы жертвоприношений, покинул эти места, пообещав отомстить подвижнику.
После образования в Коле Свято- Троицкого монастыря, основанного преподобным Феодоритом Кольском, священник Василий с матушкой указом Новгородского владыки, святителя Макария, были переведены на приход Георгиевской церкви, в родное село Кереть. Здесь по промыслу Божию в матушку о. Василия вселяется дух нечистый, возможно тот самый который обещал отомстить ему. Матушка внезапно стала вести себя неадекватно, соблазнительно, насмехаясь и допуская невероятную клевету на мужа:«находит на твою супругу, вадя (обвиняя, клевеща) насмешение странно». Конечно священник и муж молится об освобождении жены от этого духовного недуга. В старых служебниках был чин изгнания бесов с помощью копия (одно из предметов используемых в богослужении, с помощью него готовят агнца и вынимают частички из просфоры). По одной из версий, во время чина отчитки матушка была смертельно ранена этим копием. Теперь на секунду представьте себе эту ситуацию. Муж и служитель Божий убивает человека, свою любимую жену, перед смертью бес покидает ее и она в полном сознании смотрит в глаза о. Василия…
Закопав тело жены, о. Василий едет к своему духовнику прп. Феодориту в Колу, «вествует об убийстве и прося прощения, слезами землю омакает, о содеянном в ярости и невоздержании». И духовник предлагает ему особый покаянный подвиг, «дает ему иго легкое: мертвого носить во гробе, дондеже изгниет тело умершее, самому же в посте и молитве пребывать, и таковое воздержание иметь, что рыбою только на Пасху единою причащатися». — возить тело жены в карбасе (большой поморской лодке) пока оно не истлеет, проходя путь от Керети до Колы и обратно. Конечно, все кто сталкивался с этим морем поймут, что шансов дожить до Пасхи было один на тысячу. Баренцево и Белое море страшны и коварны.

Для того чтобы плавать по этим водам надо иметь особый дух – северный, бесстрашный, вопрос о возгревании в себе памяти смертной у поморов не стоит. Одни блуждали в тумане, другие замерзали, голодные и холодные, затертые льдами, третьи прощались с жизнью в своей ладье, разбитой бурей и захлестываемой ледяной водой. Раньше поморы не уходили в плавания без молебна и обязательно брали с собой чистую белую одежду – на смерть.
Итак, 3 года пр. Варлаам огибал Кольский полуостров из села Кереть по Белому морю до Колы. Господь не посылал погибели Варлааму. В то же время, куда бы ни направлял свою лодку Варлаам – ветер ему всегда был встречный и сильный: «плаваши против зельного обуревания». Этот факт отразился в присказке жителей Керети: «Куда пошел — как Варлаам против ветра». А у норвегов до сих пор сохранилась пословица, смысла которой сейчас уже никто не понимает: когда с моря на берег идет туман и погода портится, они говорят: «Русский поп жену привез». А то было в 16 веке…От постоянной гребли против ветра в любую погоду, а особенно это страшно в шторма, у преподобного вырос горб. И все это время с ним рядом была его жена в своих останках. Рыбаки и промышленники, встречавшие этого одинокого скитальца в Баренцевом море, у Святого Носа, и в Белом
море, в районе Керети, уже принимали его лодку за видение…
Прошло три суровых года, тело жены истлело… Послушание исполнено. А простил ли Господь? Хотелось это знать Варлааму. Вскоре представился и случай..
Плавание в районе мыса Святой Нос было опасно тем, что здесь сталкивались течения двух морей и образовывались «морские сувои», здесь-то и могли ждать волны невероятной высоты. В те времена мореходы проходили Святой Нос по мелководью, волоком, однако здесь возникала новая трудность: в бухтах вблизи берега этого мыса водились моллюски — «корабельные сверлила» (Teredo navalis), чьи личинки, цепляясь за днища судов, протачивали корабельную древесину. Причем это происходило совершенно незаметно для помора и так в один момент он мог погибнуть только из-за того, что его лодка проточена, изъедена изнутри. Но черви не причинили никакого вреда карбасу подвижника. Более того, после его молитвы к Богу бесследно пропали, и путь около Святого Носа стал безопасен для
плавания. «Корабельные сверлила» действительно пропали (в настоящее время в северных морях их нет, хотя характерные отверстия в древних остовах кораблей на берегах Кольского полуострова, по мнению ученых, указывают на их наличие в прошлом), и это чудо послужило удостоверением того, что Господь простил грешника.
Самое же примечательное, и что особо подчеркивается в Каноне, это то, что Варлаам не уничтожил этих червей, а именно заклял, «от чего они потеряли свою силу». Поскольку, как тварь Божия «естеством своим непобедимы черви были, но Варламовой молитвы к Богу послушались». Именем Христовым было дано им повеление: «отбегнути и отойти в непроходимые места от Святого Носу, идеже тьма и мрак непрестанно бывают».
Три года продолжался этот немыслимый подвиг покаянного скитания: «бурю и дождь, и всякую воздушную нужду терпя». Варлаам Керетский вернулся в Кереть, похоронил останки жены, принял монашеский постриг. Священнический путь после убийства жены для него был закрыт. Чернец Варлаам благословляется на жительство в Печенгский монастырь к пр. Трифону: «В созидаему святым Трифаном обитель на Печенге, за окияном-морем, устремился он видеть того труды и подвиги». Но затем вследствие начавшихся в обители нестроений он покидает монастырь с самим пр. Трифоном и частью братии. На «Варламовой ладье» оба великих подвижника Кольского Севера совершили славное морское плавание. Спустя срок они прибыли в Кандалакшский Богородице-Рождественский монастырь, где игуменом теперь был их духовный наставник преподобный Феодорит Кольский.
После этой исторической встречи – Собора Кольских святых, пути великих старцев разошлись. Феодорит повелением Иоанна Грозного назначается архимандритом Спасо-Ефимьева монастыря в Суздале. Трифон уходит на восемь лет странствовать. Варлаам же возвращается в родные Керетские пределы, в Чупскую губу, к могиле любимой матушки. Он селится, в пустынном месте у озера, впоследствии названного Варлаамовым. Затем, тяготясь близостью села, святой перебрался на один из островов Чупской губы, недалеко от Керети. Построив часовню, он вел отшельническую жизнь «в пещере со зверями». Несмотря на пустынность места его уединения, к нему за духовной помощью нескончаемо тянулся люд поморский, со своими проблемами, скорбями и болезнями. Особенно стремились к нему за вспоможением страждущие от духов нечистых, те, кто подпал под страшную власть князя тьмы. Все они неизменно получали исцеление по молитвам старца.
Скончался преподобный в конце 16 века. В 1725 г. были найдены мощи преподобного: «в часовне, в земле… не во гробе», но в«поморской кережке (санях), облачен в черном русском кафтане, и оная кережка вся изгнила, а кафтан и мощи его, на главе его власы и брада — все цело». Когда мощи преподобного внесли в алтарь церкви вмч. Георгия, «тогда-де от мощей его благоухание было видимо всем, подобно-де тому, как от росного ладана дым».
До 1961 г. мощи преподобного Варлаама находились в селе, а потом бесследно исчезли до января 2015 года…
С конца 16 в. прп. Варлаам Керетский наряду с Николаем Чудотворцем считается главным покровителем северных мореплавателей. Известны многочисленные случаи его явления поморам, попавшим в беду в северных морях, и неизменное чудесное избавление их от смертельной опасности. Особенностью чудес, совершенных преподобным, является то, что мореходы не обращались непосредственно к св. Варлааму с молитвой, преподобный сам приходил на помощь и открывал свое имя.